Каждый раз беря в руки книжки Гофмана, я думаю об Оле-Лукойе. Помните? Хороших и послушных детей этот не в меру справедливый товарищ сажал на лошадь впереди себя и рассказывал им добрые красивые сказки, а вот детей вредных - сажал сзади. И им доставалось по полной программе за все их проделки. Видимо, Эрнест Теодор Амадей Гофман в детстве вел себя плохо. Досталось же, понятное дело, следующим поколениям.
Самым известным примером является, конечно же, «Щелкунчик». Сказка эта поучительна, справедлива, бинарна... Да и добро побеждает-таки зло в конце концов. Так что ничего удивительного в том, что «Союзмультфильм» сделал по мотивам сказки «Щелкунчик и мышиный король» мультик - нет.
Получилось, как всегда, мастерски. Сплоченная команда мультипликаторов в 1973 году создала действительно качественный мультик, в котором тесно спаяны отнюдь не веселая сказка Гофмана и одноименный балет. Последнему мультфильм обязан своим саундтреком. Впрочем, называть музыку Петра Ильича Чайковского столь новомодным словечком, пожалуй, невежливо. Так что воспользуемся более архаичным - «музыкальный ряд». В любом случае, как ее не назови, а музыка великолепна.
Впрочем, номенклатура - дело десятое. Разве важны ребятне какие-то там названия?! Им интереснее сюжет, действие! А вот уж этого в «Щелкунчике» хватает.
Впрочем, если сказка Гофмана весьма страшноватенькая, то мультик отличается заметной мягкостью нравов и сглаженностью образов - все-таки его для детей делали. Гофман же о психике детишек не заботился: не жалея красок и таланта, нарисовал довольно готичный образ Крысиного царя, от которого лично у меня в детстве волосы дыбом становились.
Но как нет гротеска, свойственного немецкому романтизму, точно так же в «Щелкунчике» отсутствует и та приторная патетика, которая так частотна в балетах. В погоне за эстетикой сцена порой забывает о первоисточнике. Впрочем, от сценического действа мультфильму досталась лишь музыка П.И. Чайковского, а вот она как раз очень даже соответствует мрачноватой задумке злобного сказочника Гофмана.
Думаю, никто не будет спорить, что ставить в один ряд деревянного уродца с обаяшкой Карлсоном или умильным Винни-Пухом смысла нет. Ни в какую не дотягивает «Щелкунчик» до всенародной любви, лучами которой так щедро омыты эти тоже далеко не русского розлива персонажи. Так что остается зубастому принцу довольствоваться средненькими отметками зрителей и потускневшей пленкой, которую пока так и не собрались обновить народные умельцы. Однако заслуг мультипликаторов сей факт отнюдь не умаляет. Ведь не могут же они из непривлекательного типа с деревянной челюстью сделать мистера «Вселенная». Вот и хорошо.
Функции-то у Щелкунчика другие совсем - нравоучительные. Не отчаиваться никогда и бодро спешить к своей мечте. Быть может, где-то там ждет еще счастье... Хотя, будучи ребенком, в мультфильмах подмечаешь совсем другие вещи. И в 7 лет именно они кажутся важными и единственно верными: сумеет ли Щелкунчик победить зловредную Мышь или нет?
Но Э.Т.А. Гофман не детский все-таки писатель! Что тут поделаешь... Оттого и сказка получается не очень-то доброй. Однако вполне возможно, что переснятый «Щелкунчик» смог бы стать чудным рождественским триллерком, втиснувшись в один ряд с «тимобертоновскими» страшилками - «Трупом невесты» и «Кошмаром перед рождеством». Нежити тут, конечно, нет, зато интрига закручена весьма лихо. Так что при небанальном режиссерском подходе вполне можно было бы воссоздать тусклый и мрачный мирок Гофмана, где с пыльных страниц на вас смотрят желтые глаза детских чердачных ужастиков. Призов в каком-нибудь испанском Хихоне на фестивале детских и юношеских фильмов (а именно там «Щелкунчик» в 1974 году получил первую премию «Пелайя дель оро») римейку, конечно, не видать, но кто сказал, что сегодня мультики делают исключительно для детей?
Впрочем, это уже другая история...
Влада Гриневски