Большой Ух: мы веселые медузы, мы похожи на арбузы…



Вы задумывались, есть ли душа у менеджера среднего звена? Нашу жизнь вдоль и поперек расчертили информационные линии. Оглянитесь: вон тот энергетический клубок Ариадны каждое утро ведет вас на работу. Нашептывает в самое ухо задачи на сегодня и со вчера, будит воспоминания о еще недоделанном и уже предстоящем. Вон тот канал, голубой с белым - цвета вашего спортивного костюма - он тянет вас два раза в неделю в спортзал и напоминает, что после шести кушать - смерти подобно... 

Вон тот, маленький и еле светится, нашептывает, что в пятницу - родительское собрание. Мы скользим по энергиям, мы их щедро эксплуатируем, мы постоянно на подключении - нам даже снятся дела, работа, проблемы и неприятности! Кого нам благодарить за это - научную революцию, основателя теории информационного поля Вернадского или любовно взлелеянную мерзкую самодостаточность?

А всмотритесь: вон, в глубине спутанного клубка - что это? Тоненькая ниточка, она ведет к первым седым волоскам вашего любимого? К пониманию того факта, что о своем первом мальчике ваша дочь рассказала своему дневнику, а не вам?

В 1989 году вышел мультфильм. Так, ничего необычного, мультик как мультик. Не было у него ни признаков культовости, ни особенной какой интеллектуальности, ни выдающейся воспитательной ценности. Было много в нем ляпов, даже производил он впечатление некоторой неаккуратности... Остался бы он забытым, если бы в скором времени после его появления жизнь не изменилась. Пугающе и радикально. А мультфильм - не по собственному желанию, а волею насмешников-богов - не стал символом нового времени.

10-минутная поучительная история от сценариста Михаила Шелехова и режиссера Юрия Бутырина превратилась в притчу. О нас, о погибшем поколении нового тысячелетия.

Представьте, в обыкновенном лесу вдруг очутился... Гном - не гном, тролль - не тролль. Похоже, что инопланетянин, правда, почему-то в магистерском головном уборе... Обладало сие чудо уникальным даром - умело слушать самые тихие звуки, и, видимо, поэтому проводило свои дни в прослушке космоса. Звалось это диво инопланетной природы Большим Ухом - и не зря. Физиология у него была такая.

В том же лесу жил волчонок. По всей видимости, очень юный. Спал он на раскладушке, носил валенки и любил смотреть на звезды. А звезды, к слову, все время не в их лес падали. В свободное же время, не занятое сном и просмотром звездного неба, волчонок тоже кое-что слушал. Вернее, он-то не слушал. Он СЛЫШАЛ. Просто слышал, не прикладывая к этому никаких усилий. Так он услышал писк потерявшегося мышонка (летучего), звуки борьбы голодного филина и семейства птичек, и, наверное, много еще чего, не охваченного мультяшным рассказом. И вот, в этом лесу и столкнулись две мировоззренческие позиции: система Уха, направленная «в небо» и система волчонка, ориентированная на мир вокруг.

Большой Ух слушал много интересного - например, новости с планеты Консервных банок. Или галактический концерт («Мы веселые медузы, мы похожи на арбузы, потому что мы медузы» в достаточно живеньком темпе). Может, даже новости с биржи, котировки, рокировки и все остальные самые важные во всех галактиках вещи.

Продвинутому Уху дела волчонка казались, мягко говоря, провинциальными и неинтересными, а наивному волчонку занятия Уха - недостижимыми и захватывающими. Но не настолько, чтобы захотеть стать еще одним Ухом.

Но Ух, кстати, понял бесцельность прослушивания далеких миров. Понял, что жизнь вокруг гораздо важнее. Что бесцельное созерцание некоего большого, в котором ты винтик, уступает живому участию в чем-то маленьком. В чем-то дышащем и теплом рядом с тобой. И помогла этому осознанию «собственная лесная звезда» - ночная водяная лилия.

Вы не знаете, где в наших городах по ночам расцветают лилии?

После пересечения определенной возрастной границы некоторые детские мультики больше не получается смотреть... Просто вдруг с ужасом ощущаешь, что всю жизнь слушала, как в далекой галактике космические медузы распевают дурацкую песню.

Наталия Руденко