Илья Муромец и Соловей-Разбойник: третьим будешь?



Признаюсь честно и по большому секрету: я - фанатка мультфильмов. Люблю их - и наши, и не наши, и цвет славы минувших лет, и современный арт-хаус, и никем непонятые короткометражки выпускников. Но любовь не приемлет безоглядное любование - как раз об этом думала я, приобретая билетик на последнюю серию трехсерийной саги о новых русских богатырях. Чувства меня одолевали противоречивые: ведь было (или, наоборот - не было?) что вспомнить.  Как у нас там с предыдущими анимационными былинами случилось? После откровенно плоского (во всех отношениях) Алеши как гром грянул поучающий до оскомины Добрыня.

Пока население с кислой миной пережевывало сии чудеса, а продюсеры (сиречь дистрибьюторы) вопили, что с богатырями возродилась вся слава российской анимации, те, кому надо рисовали, те, кому надо - озвучивали. И явили миру мультфильм о самом известном русском богатыре - об Илье Муромце.

Скажу сразу: я не пошла на премьеру. Боялась, вспоминала предыдущие богатырские ожоги. А потом не выдержала. И смотрела «Илью Муромца и Соловья-Разбойника» в маленьком зальчике на последней неделе показа. В очень камерной обстановке: я и киномеханик.

Былина от «Мельницы» весьма отличается от привычного прочтения. Она... мутировала. Причем до неузнаваемости. Осовременили былину, украсили. Взяли старое драгоценное вино и намешали в него сахару с ванилькой - «для вкуса».

Да, Соловья-Разбойника победили. Но не Муромец, а какая-то бродячая бабка с клюкой. Появились новые герои - смешной слон, например. Или девица в декольтированном сарафане с разрезами - местный летописец (эта, видимо, для любовной линии). Да и вообще: новую версию с фольклорной объединяет только название. И то непонятно почему: в современном «Муромце» и сам Муромец (Валерий Соловьев), и особенно Соловей (Андрей Толубеев) - герои, считай, практически эпизодические. Куда шире представлен князь (Сергей Маковецкий), и Василевс с голосом умудренного опытом Матроскина всея Руси. Это, кстати, значительный минус: после того, КЕМ стал Матроскин для постпростоквашинских поколений, Табакову карьеру с озвучками продолжать не стоило. Слишком уж характерный он...

Ну, сюжет не так уж и заковырист. Была в княжестве Киевском идиллия: злодей Соловей-Разбойник жег да грабил, Муромец всех ото всех защищал, князь, соответственно, чего хотел, того и воротил. Действовал в интересах державы, то есть.

Долго сказка сказывается (в мультике процесс занял пару минут) - угнал ирод Соловей коня верного Муромцевского (коня кликали Бурушкой, хотя надо бы Соломоном - вся сила у него в волосах). Илья Муромец двинулся за другом верным, а с ним увязался князь (казну свою освободить жаждал) и журналистка (эта уже литературных лавров желала). По пути происходили акты немотивированного вандализма © и соревнование, чья грубая сила грубее.

Наши, в общем, победили. Зло было наказано, а порядком расшалившееся добро с триумфом вернулось на родину.

Почему же каждый раз и от каждого продукта отечественной фабрики грез мы ждем какого-то прозрения? Национального шедевра? Мега-суперфильма? Откуда этот парадокс: с одной стороны - безоглядно и бессмысленно хвалить все, что сошло от «родимых осин», а с другой - требовать от этих осин сразу и звезду с неба? Почему все видят, что некий отдельно взятый отечественный продукт - на невыразительную «троечку», а хвалят, как за Гран-при? Свое - плохим быть не может? Что, снова - непонимание сути патриотизма?

Вот если бы нечто подобное представил на суд мудрой российской общественности Голливуд - ведь согласитесь, заплевали бы. Культурные эксперты и эксперты от культуры наперегонки бы изгалялись в подборе едких эпитетов и злобных сравнений. Какой-нибудь известный режиссер сказал бы с растяжечкой, выдыхая в пышные усы - мол, нет в Голливуде зерна, нет за Голливудом пластов и наслоений... Культурных и исторических, имеется в виду. Популярный юморист объяснил бы несведущему народу, что американцы живут от пуза - ой, то есть брюхом, а не сердцем. Отсюда и плоскость мышления, и поступательная монотонность сюжета. И, кончено же, на этот «шедевр» точно бы не пошел всенародный кандидат в Президенты.

Есть небольшое подозрение, почему сага не удалась. Замахнулись на несвойственное, на чуждое. Попробовали из родного сделать голливудское - чтоб не хуже, чем у людей. И не получилось. И вот теперь по закону менталитета и едим, и нахваливаем.

Отечественный мультфильм не может быть коммерческим. В принципе, по определению. Не может и все. И нет никаких экономических этому объяснений, и нет маркетологических никаких просчетов. Нельзя из «Ежика в тумане» сделать хоррор, из «Ну, погоди!» - экшн, а из былины - осовремененный романтически-познавательный приключенческий боевик. Глупое это занятие и безыдейное. Хорошо получается то, что чувствуешь, а не то, чем доказываешь. Но, похоже, эта простая истина уходит вместе с мастерами старой, еще советской, анимации.

Наталия Руденко