В детстве я не любила этот мультфильм. Может, к нелюбви примешивалась личная горечь, результат болезненных отношений со своей матерью - не знаю. А, может, просто так не любила, как знать... Потом, как в сказке, прошло много-много лет. Я сама стала мамой, моя дочка постепенно подрастала, становилось день ото дня все твердокаменнее ее личное мнение и принципиальней позиция. И наступил день, когда мы поссорились. Серьезно и по-крупному, мы не разговаривали неделю. А потом она включила в своей комнате песенку из старого советского мультика про мамонтенка, который ищет свою маму (язык не поворачивается назвать ее мамонтихой)... Я расплакалась и пошла мириться.
В 1981 году ТО «Экран» отпустил покорять мир мультик, ориентированный на малышей - «Мама для мамонтенка», режиссер Олег Чуркин. Сюжет бесхитростен: на Северном полюсе растаял ледник, и из-под айсберга появился милый пушистый мамонтенок. Он пролежал во льдах, может, не одну тысячу лет. Но первым словом, которое он произнес, было слово - «Мама». Еще бы, ведь успел соскучиться...
Где взять маму для мамонтенка через тысячи лет после окончания последнего ледникового периода? Где взять маму для ребенка в конце рабочего дня? Когда нервы измочалены, силы закончились, кости размякли и нервов ни на что не хватает? Особенно на собственного ребенка... Когда в результате общественной и профессиональной деятельности мама и не мама, а больше артефакт для своего чада. В смысле такая же редкая, сухая и малопонятная. И ребенок, который маму ищет - на улице, в квартире - а находит чужую, часто злую тетку. Может, если совершить подвиг и поплыть на льдинке за тридевять земель, может, там будет мама? Может, тогда у нее будет время, силы и желание поговорить со мной?
Мамонтенку проще. Мамонтихи вряд ли работают на трех работах, ведут дом и одновременно воспитывают ребенка. У них все просто: внимание по праву рождения. Вот потому мамонтенок выбрал подходящий айсберг и отправился куда-то далеко, в неизведанные земли. Ведь говорил старый Морж (Зиновий Гердт), что в Африке живут звери, похожие на него. Может, и мама там...
Плыл мамонтенок по морю, под ногами у него таяла льдина... и пел песенку, которую в те времена знал каждый ребенок: «Меня не пугают ни волны, ни ветер, плыву я к единственной маме на свете. Плыву я сквозь волны и ветер к единственной маме на свете». Музыку к бессмертной и самой душещипательной песне советской анимации написал В. Шаинский, а слова - Д. Непомнящий, за мамонтенка ее исполнила Клара Румянова.
В Африке мамонтов не оказалось. Вымерли. Но бездетная слониха, немножко поколебавшись, все же решила усыновить маленького, несчастного и симпатичного мамонтенка. Почему-то именно этот конец я вспомнила, когда моя шестилетняя дочь на цыпочках подошла ко мне сзади (я сидела, по уши погрузившись в корректуры) и сказала: «Мамочка, я вырасту, мне станет много лет, целых десять. Я пойду работать, чтобы денежки зарабатывать, чтобы у тебя было свободное время. Для того чтобы ты могла со мной поиграть...»
Вот так, дорогие занятые родители. Дети плывут к нам сквозь высокие волны и невыносимый ветер. Терпят наше раздражение, вспышки и безразличие. Они нас любят - именно так, как это умеют делать дети: тепло, преданно и безысходно. Они нас любят, потому что могут жить только так. Трудно подобрать слово, чтобы определить это чувство - ведь я уже давно взрослая и мало что помню о детских чувствах. Наверное, эта любовь - естественная. Как дыхание, как свет, как запах. Мой ребенок любит меня, потому что живет, дышит, смотрит. Потерять маму - горе страшное, гораздо хуже, чем преодолеть океаны и покорить ветра... И если это страшное горе происходит, и мама теряется, надо ее искать!
Детская любовь, которая со временем превращается в нашу любовь, взрослую. В рациональную, ответственную, умную любовь. Это превращение - тоже естественный процесс. Моя дочка когда-то станет мамой... И, может, тоже будет до рези в глазах всматриваться в монитор - зарабатывать деньги, строить карьеру, наполнять смыслом взрослую жизнь. И тоже будет плакать, слушая наивную песенку глупого маленького мамонтенка.