Сейчас может показаться, что советский кинематограф с его мизерными бюджетами, дешевыми декорациями и ярко выраженной идеологией скучен и особого интереса для поклонников кинематографа не представляет. Однако это не так. История отечественного кино как шкатулка с сюрпризами, полная парадоксов. Любопытная особенность: чем более туманным было будущее страны, тем с большим удовольствием режиссеры путешествовали во времени и пространстве. Они летали меж планетами и высаживались на дальние звезды, бороздили бескрайние просторы вселенной и совершали марш-броски длиною в миллионы световых лет.
Особенно непоседливым виртуальным странником оказался Ричард Николаевич Викторов. Он отправлял героев своих лент не в тридесятое царство, а в соседние галактики. В 1981-м году режиссер показал советскому зрителю свою лучшую фантастическую сказку «Через тернии к звездам». Фильм окупился в первый же день проката, мальчишки и девчонки всех возрастов еще долго под звуки синтезатора исследовали прекрасное далеко на космическом корабле «Пушкин». Кино завоевало международную популярность: в Америке фильм, переведенный как «Женщина-гуманоид», пользовался любовью зрителей не меньше, чем «Звездные войны» Лукаса.
Героиню Нийю сравнивали с известной певицей Энни Ленокс, а Люк Бессон использовал ее образ для создания своего рыжеволосого «пятого элемента». В СССР «Через тернии к звездам» получил Государственную премию СССР за произведения для детей и награду Вильнюсского университета за лучший фильм на тему науки в 1982-м году. Елене Метелкиной (Нийе) достался специальный приз «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль в Триесте-82.
Популярность фильма во многом обусловлена его оригинальным сюжетом. XXIII век. Патрульный звездолет «Пушкин» в таинственных и малоизведанных глубинах Вселенной обнаруживает космический корабль неизвестной землянам конструкции. Корабль - пуст, его экипаж - мертв. Однако одному пассажиру все-таки удается выжить. Это искусственный человек - девушка Нийя, обладающая уникальными способностями. Она умеет перемещаться в пространстве, длительное время обходится без воздуха и легким движением руки отбрасывает от себя людей и любые предметы. Нийю доставляют на Землю для опытов. Там ученый Степан Лебедев находит для чудо-девушки приют и вскоре влюбляется в нее.
Затем, помимо сверхспособностей, у барышни в мозгу обнаруживают центр, с помощью которого ей могут управлять создатели. А тут еще Нийя вспоминает свою родную планету Дессу, где ушлые бизнесмены погубили экологию. Героиня проникает на корабль, который должен восстановить атмосферу планеты.
Дальше начинается самое интересное. Главный негодяй по имени Туранчокс пытается манипулировать Нийей, но она находит в себе силы противостоять ему. Победив себя, Нийя расправляется со злодеями и спасает мир. Враг повержен, зритель - счастлив.
«Через тернии к звездам» стал кинолегендой, оценить все новаторство которой мы смогли совсем недавно. Качественно новым для кинематографа в 80-е было приглашение на главную роль не актрисы, а модели Елены Метелкиной. Это сейчас таким ходом никого не удивишь, тогда же Викторов публику эпатировал.
Пусть сегодня в нашей видеотеке классика вроде «Звездных войн» и «Пятого элемента» соседствует с блокбастерами «Звездный десант» и «Автостопом по Галактике». Фильмы один другого краше, один другого спецэффектней. Пусть компьютерная графика вытеснила наивные картонные декорации с претензией на стиль «hi-tech». Картина «Через тернии к звездам» остается любимой фантастической сказкой и вместе с «Гостьей из будущего» зовет в Прекрасное далеко, которое apriori не будет к нам жестоко.
Анастасия Крайнер