Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы: не все спокойно в Английском королевстве



Богатые тоже плачут, богатые тоже страдают, а еще скучают и в томлении чуть не умирают со скуки. Но если для одних «умереть от скуки» - просто красивая метафора, для других риск погибнуть вполне реален. Особенно, когда титулованная особа ввязывается в какое-нибудь особо опасное приключение. А ввязываться в приключения скучающие аристократы ой как любят! Кто-то выбирает авантюру побезобидней: отправляется на охоту или заводит роман, не сулящий ничего хорошего изначально. Кто-то пускается в кругосветное путешествие, кто-то бросается изучать древнюю науку - алхимию.

В большинстве случаев увлечения аристократии не заканчивают катастрофой, но и до добра не доводят. Лишь иногда со скучающими титулованными особами происходит нечто из ряда вон, нечто умопомрачительно-непредсказуемое, нечто прямо-таки детективное. Редко, но такое случается.

Например, принцу Бакардии Флоризелю (Олег Даль) никогда на месте не сиделось. Ну, не хотел он праздно проводить свои дни, предаваясь всем удовольствиям, на которые только может рассчитывать аристократ. Не хотелось ему сытой скуки, долгой счастливой жизни и беспечной старости. Принца, впрочем, можно понять. Праздник каждый день быстро надоедает и становится той же рутиной, а когда нечего больше хотеть жизнь теряет смысл, линяет, выцветает...

Чтобы хоть как-то взбодриться и развеяться, наш принц избрал для себя весьма оригинальное развлечение. Он частенько гулял по Лондону в одежде простого горожанина вместе со своим другом - полковником Джеральдином (Игорь Дмитриев). Что ж, у богатых свои причуды, а «закос» под простого смертного не так уж плох, если тоска да рефлексия заели.

Так, прогуливаясь по городу инкогнито, принц однажды забрел в кабачок, где встретил художника. Художник поведал Флоризелю о таинственном Клубе Самоубийц. «В этом клубе, - рассказал он - каждый мужчина всего за 40 фунтов может умереть «как настоящий джентльмен»«. Несложно догадаться, что таинственный клуб заинтересовал Флоризеля и его друга Джеральдина чрезвычайно. Скуки как не бывало, и друзья решили попробовать раскрыть тайну Клуба Самоубийц во что бы то ни стало. Вскоре они выяснили, что заведует этим странным местом загадочный и ужасный Председатель (Донатас Банионис).

Дальше наши герои оказались втянуты в череду опасных и мистических событий, которые неоднократно могли стоить им жизней. Впрочем, что было дальше, вы прекрасно знаете, ведь фильм Евгения Татарского «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», вышедший в 1979-м году, в Союзе и потом в России видели все.

Олега Даля, который в облике Флоризеля, был прекрасен и аристократичен, любили и зрители, и критики. Даже, если бы фильм оказался слабым, одна только игра Даля-Флоризеля спасла бы его. Однако кино в спасении не нуждалось: талантливый режиссер Татарский прекрасно экранизировал два рассказа Роберта Льюиса Стивенсона «Клуб самоубийц» и «Алмаз раджи». Удивительно, что из коротких произведений Татарский сделал такую прекрасную картину. Фильм вышел очень цельным, сюжет получился закрученным и напряженным, за приключениями Флоризеля зрители следили, затаив дыхание. Тот факт, что Председателя вместо Баниониса, плохо говорящего по-русски, озвучивал Александр Демьяненко, придал ленте еще больший шарм, принес еще большую популярность.

Интересно, что у фильма было два названия, как, кстати, у многих советских картин того времени. Объяснялось это тем, что существовало две версии ленты: для киноэкрана и для телеэкрана. Например, когда « Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы» недавно показывали по каналу «Культура», это была трехсерийная телеверсия. В ней название фильма, его фон и дизайн отличались от титров.

Впрочем, ироничный, атмосферный и стильный фильм можно смотреть в любом варианте и с любого места. Для многих зрителей он остается добрым воспоминанием, эдаким ироничным приветом из детства. В «Клубе» прекрасно все: игра актеров (Даля, Баниониса, Дмитриева, Полищук, Ильина и многих других), атмосфера (не зря даже англичане признают, что у русских лучше всех получается передать атмосферу старой, немного чопорной Британии) и детективная подоплека.

Кино стало классикой, Олег Даль - киноиконой XX века. Несмотря на то что многих актеров из «Клуба» уже нет, их талант продолжает жить вне времени и вне моды.

Анастасия Крайнер