Убить дракона: сказка-ложь, да в ней намек ...



Сказки Евгений Шварца советские кинематографисты любили большой и чистой. Зрители же экранизации просто обожали. Помните успех «Обыкновенного чуда» Марка Захарова? Его удивительная сказка для детей все возрастов была не просто популярна в Союзе, ее успех вышел за рамки советского пространства. Картина вне идеологии, вне критики, вне времени. Героями Захарова становились заколдованные принцы и добрые волшебники, чопорные особы королевских кровей и разбойники. Если в «Чуде» по Шварцу Захаров рассказал историю про любовь, дружбу и теорию очевидных невероятностей, благодаря которой герои обрели настоящее счастье, то в «Убить Дракона» он вышел за границы сказки и создал кино актуальное, даже злободневное.

«Убить дракона» - кинофильм-притча, снятый в 1988-м году по мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон». В эту ленту режиссер Захаров перетащил из «Обыкновенного чуда» своих любимых героев. Бывший принц-медведь Абдулов воплотился в рыцаря Ланцелота, добрый волшебник Янковский стал злым Драконом, а Леонов сменил корону на титул бургомистра.

Сюжет Дракона - история приключений странствующего рыцаря Ланцелота, дальнего потомка знаменитого сэра Ланцелота по материнской линии. Он попадает в город, где уже четыреста лет правит жестокий Дракон - тиран и деспот, негодяй и злодей. Он каждый год требует себе в жены красивую девушку. Жена-жертва, попадая в логово, в скором времени умирает, как судачат в городе, от сильного омерзения. Произвол Дракона власти города почему-то терпят, а горожане отнюдь не жаждут скорого освобождения. Однако Ланцелот не слушает ни голос разума, ни местных жителей и решает злодея, во что бы то ни стало, прикончить. Его решение продиктовано не только геройской природой рыцаря, но и явной симпатией к будущей жертве - Эльзе. Итак, Ланцелот вызывает Дракона на поединок.

Отвага рыцаря особого восторга у горожан не вызывает. Напротив, они набрасываются на озадаченного героя с упреками, сам бургомистр пытается убедить его уехать как можно дальше. Конечно, отважному Ланцелоту увещевания трусливых правителей мало интересны, но перед поединком он впадает в ступор. Вместо щита рыцарю выдают медный тазик, вместо копья - справку о том, что оно в ремонте.

Помощь приходит неожиданно. Погонщики ослов передают герою ковер-самолет, шапку-невидимку, меч и копье, а волшебный Кот советует ему, как одолеть противника. Ланцелот убивает-таки Дракона, но ослабленный тяжелыми ранениями и находящийся при смерти, куда-то исчезает.

Городские власти (в лице Бургомистра) лишь упрочивают свою власть, тиранические же порядки в городе при этом нисколько не меняются. Здесь раскрывается основная идея сказки: проблема города не в Драконе, а в самом устройстве общества. Как точно подмечено, что хуже - это лучшие люди нашего города.

Cквозь сюжет просвечивает исторический подтекст. Кто бы ни возглавлял государство, порядка и всеобщего благополучия в нем не будет, пока жив внутренний Дракон в каждом. Пока не изменятся законы, по которым живет общество, благоденствие в нем не наступит. Только победив всех «драконов» и провозгласив идеологическим приоритетом принципы морали и нравственности, можно действительно что-то изменить.

В итоге «Убить Дракона» волшебным образом спасшийся рыцарь возвращается и низвергает Бургомистра и его помощников. Он заключает их в темницу и берёт власть в собственные руки. Полный хеппи-энд венчает свадьба Ланцелота и Эльзы.

Марк Захаров снял чудесную сказку, пусть не столь популярную у зрителей, как некогда «Обыкновенное чудо», зато более злободневную и интересную с точки зрения отражения исторических реалий. Убивая Дракона, он, в первую очередь, напоминал зрителям о том, что ни в коем случае нельзя бояться и соглашаться с установленными порядками, будь они дики и бесчеловечны. В любой ситуации нужно продолжать бороться и идти до конца. Политика соглашательства и непротивления не конструктивна. Если мы закрываем глаза на произвол властей, ситуация лишь усугубляется. Если мы молчим, беспредел продолжается. Только если мы сопротивляемся злу во всех его проявлениях, появляется реальный шанс изменить мир.

Анастасия Крайнер