Обыкновенное чудо: ох уж эти Сказки, ох уж эти Сказочники



Чудеса случаются. Не только в книжках с красивыми картинками или в фильмах со счастливым концом. Не только с храбрыми рыцарями или прекрасными принцессами, но и просто с кем попало. Чудеса происходят постоянно и не нужно быть автором ненаглядного пособия «1001 способ стать красивым и богатым, не вставая с дивана», чтобы знать географию очевидно-невероятного волшебства. Нужно просто верить в него и не бояться, что однажды чудеса окажутся next door.

Все происходит неожиданно. Вы влюбляетесь и теряете голову или встречаете на улице старого друга, которого очень-очень давно потеряли. Вы вдруг решаетесь на поход в горы или набредаете холодным октябрьским вечером на уютное кафе, мерцающее леденцовым цветом и приносящее на тарелочке со сдачей удачу. Случится может что угодно. Главное - как вы к этому отнесетесь, ведь если долго-долго смотреть в глаза чуду, оно может испугаться и не произойти. Человеческие глаза, увы, не привычны к чудесам.

Если обыкновенным людям чудеса являются редко и иногда кардинально меняют их жизнь, то некоторым везунчикам от хоровода свершений бывает просто некуда деться. С ними постоянно случается волшебство и даже если они меняют конспирации ради Страну Чудес на мир людей, от этого мало толку. А что поделать, если тебя угораздило родиться волшебником? Разумеется, совершать чудеса, пока есть силы и фантазия.

Герой киноленты 1978-го года Марка Захарова «Обыкновенное чудо» и не прочь почудить, да жена не дает. Нет, она вовсе не злобная ведьма и не заколдованная принцесса, так вполне себе обычная женщина. А женщины они, знаете ли, такие: то им нужно непременно к романтическому ужину луну с неба и звезды - в вечерний чай, то вдруг хочется, чтобы муж был «как все». Увы и ах, как пели братья Самойловы, «...те, кто нас любит, нам рубят крылья и гасят свет». Волшебник дает своей суженой слово, что всякими чудесными глупостями заниматься не будет, однако кто не знает этих магистров - от маленькой шалости он удержаться не может.

Шалость приводит в дом Волшебника с женой нескучных гостей, между которыми происходят любовь, соперничество, дружба, ссоры, непонимание и, конечно, обыкновенные чудеса. Начинается все с Медведя, который забавы ради обращен в человека и расколдовать его может только поцелуй принцессы. Вы думали настоящая сказка обойдется без прекрасной принцессы? Дудки!

Медведь ведет себя прилично - ни на кого не бросается, не рычит и даже очаровывает молоденьких барышень, которых фатум-затейник привел в гости к Волшебнику. Барышня-принцесса влюбляется, медведь тоже не против, и жить бы им поживать да добра наживать, если бы волшебство свершалось на других, более гуманных условиях. Влюбленные люди, будь они сто раз персонажами сказок, не могут без тоски и светлой печали. Медведь сторонится принцессы, боясь сделать ей больно. Принцесса, считая, что чувства ее безответны, с горя перевоплощается в мальчика и исчезает. Если бы кино снималось сейчас, принцесса могла бы запросто сменить ориентацию и влюбить в себя другую принцессу. Мы бы с вами потом еще об оригинальных поворотах сюжета порассуждали. К счастью, фильм снят в 78-м году, и героиня просто исчезает до поры до времени.

Возвращается она затем, чтобы устроить любимой зверюге скандальчик и посражаться с ним на шпагах. Чем это заканчивается, догадаться нетрудно: медведь узнает возлюбленную, сознается ей во всем и все сразу становятся глубоко несчастны. Иногда, правдотрапия не продуктивна.

Принцесса начинает чахнуть от тоски и понемногу готовится к смерти. Король, который сначала показался самодуром и деспотом, от горя места себе не находит. Единственный отрицательный герой, которого блестяще играет Андрей Миронов, радостно потирает руки. Хоть он циник и негодяй, для большей части зрителей Администратор стал любимым персонажем, особенно после исполнения хита про «бабочку, которая крылышками бяг-бяг-бяг-бяг и которую воробушек шмяг-шмяг-шмяг-шмяг»

Если бы автором сказки был не Евгений Шварц, а, скажем, лидер готической рок-группы HIM Вилле Вало, финал был бы куда более печален. Например, принцесса обратилась бы к медведю с призывом join me in death и они обрели бы счастье на Том свете. В «Чуде» Шварца концовка оказалась более позитивной. Медведь нашел принцессу и они все-таки поцеловались. Мораль очевидна: если любишь кого-нибудь, во-первых, дай свободу - вернется, будет навек твоим. Во-вторых, люби таким, какой он есть.

Чары, к всеобщему восторгу, разрушены, герои наконец вместе, сказке - счастливый конец.

Прошли года, а «Обыкновенное чудо» продолжают любить и взрослые, и дети. Секрет его популярности не только в блестящей актерской игре Миронова, Леонова, Янковского, Абдулова и многих других. Не только в оригинальном сюжете сказки Шварца. Секрет фильма прост: мы можем искать чудеса между строк книжек с красивыми картинками и в фильмах студии Disney, а они тем временем просто случаются совсем рядом. Не с избранными, а с кем попало. А самое чудное Чудо - это любовь, и не нужно быть медведем, волшебником или принцессой, чтобы понять это.

Анастасия Крайнер