Ирония судьбы, или С легким паром! – лучшая новогодняя сказка



«Понимаете... каждый год мы с друзьями ходим в баню...» - вновь и вновь повторяет трогательный, милый Женя. Каждый раз мы верим ему, а девушка Надя - не очень. Она громко возмущается, скандалит, не понимая, что этот странный тип делает в ее родной питерской хрущевке. Мы же с радостью, замешанной на внутреннем ожидании чуда и романтическом настрое, наблюдаем за их странным, немного несуразным романом. Кажется, что «Ирония судьбы» столь же органично вошла в новогоднюю программу, как елка, оливье и поздравление президента. Представить без нее праздник сегодня довольно сложно.

Лента Рязанова, с одной стороны, очень похожа на традиционные рождественские дейтмуви в Великобритании или Штатах. Эдакий легкий коктейль из комедии положений, очаровательно-нелепой лавстори, цепочки сюжетообразующих случайностей, героев «своих в доску», которым искренне сочувствуешь, и обязательного хеппи-энда. С другой стороны, «Ирония судьбы» - кино самобытное, уникально-неповторимое, с ярко выраженным национальным характером. В какой другой стране могли снять фильм, где на фоне лишенных всякой индивидуальности декораций произошло самое настоящее новогоднее чудо?

Фильм Эльдара Рязанова снимался для телевидения и вышел на экраны только после премьеры в 1977-м году. Именно поэтому официально в лидеры кинопроката он не попал, что, разумеется, не отменило любви миллионов зрителей. История о том, как четверо друзей, по старой-доброй традиции, отправились в баню, не просто стала, наряду с комедиями Гайдая или Захарова, одной из самых любимых советских лент. Она покорила аудиторию нашего времени. Конечно, есть и те, кто устал от однообразного новогоднего сюжета с оливье елкой и президентом. Пересмотрев «Иронию» раз десять, они переключились на другое кино. Впрочем, я почти уверена, что через несколько лет эти люди с удовольствием пересмотрят «С легким паром» и вновь порадуются за любимых героев.

Сюжет ленты - история одной маленькой путаницы, непреднамеренной подмены, которая привела к тому, что москвич Женя (Андрей Мягков) с друзьями пошел в баню, выпил лишнего и оказался сначала в ленинградском самолете, а потом - в ленинградской квартире. Допустим, перебрать может каждый, а перепутать одного пьяного товарища с другим, тоже, естественно, не на трезвую голову - дело нехитрое. Однако вас не удивляет, что трезвеющий человек не заметил, что оказался в чужом городе, а потом - в чужой квартире? Что он приехал на «свою» улицу, нашел «свой» дом, открыл «свою» дверь своим ключом?!

Вы не слишком удивитесь, если еще помните страну «Совдепию» с ее одинаковыми улицами, типовыми пяти- и девятиэтажками, в общем - пейзажем, лишенным и намека на уникальность. Вот почему фильм не могли снять в любой другой стране. Зритель сказал бы: «Не верю, Ит из импосибл!

Два города не могут быть до такой степени похожи». В Союзе - могут! Ирония судьбы оказалась тонкой иронией авторов - Рязанова и Брагинского. С помощью такого нелепейшего стечения обстоятельств они показали, как в мире, сильно смахивающем на фантазии Замятина и прочих антиутопистов, возможны настоящие чувства - неповторимо-волшебные и яркие. Искра, вспыхнувшая между Женей и хозяйкой ленинградской квартиры Надей (ее играет красавица Барбара Брыльска), быстро перерастает в чувство, которому не могут помешать даже экс-возлюбленные героев.

 

Любовь указывает человеку на то, каким он должен быть. Любовь поднимает нас над обстоятельствами и превращает картонную тоскливую реальность в расцвеченную всеми цветами радуги сказку. Любовь у Рязанова как лекарство от унылого мира, в котором «все - из пластмассы и вокруг - пластмассовая жизнь». Режиссер лечит от всеобщей серости вечными чувствами и смехом.

Мы не можем не сопереживать героям - они так близки, так понятны, почти что родственники. За 30 лет Женя, Надя и несчастный Ипполит-Яковлев становятся членами семьи. Телеэкран - как окно, как замочная скважина. Мы смотрим через него на своих соседей-приятелей, которые вновь решили махнуться городами и поиграть с затейником-фатумом. Мы вновь и вновь подпеваем Алле Пугачевой «Мне нравится, что вы больны не мной...». Мы тонем в предвкушении праздника и чуда, теряемся в стихах Цветаевой и Пастернака, Ахмадулиной и Евтушенко. Мы улыбаемся иронии госпожи Судьбы, сколь бы экстравагантным и причудливым не был ее юмор.

 

Ирония судьбы» - это кино о времени, кино о героях, кино о случайностях, которые могут вмиг изменить жизнь. Но, прежде всего, это кино о любви. О любви, которая над временем и над географией, над политикой и идеологией. О том самом роковом чувстве, которое будет манить чеширской улыбкой фатума к экранам еще не одно поколение настоящих романтиков.

Анастасия Крайнер