Тегеран 43 – история несбывшейся любви



Хотя многие полагали, что 80-е были временем, когда железно зашторенный Союз сидел себе на обочине полным аутсайдером, дело было не совсем так. В то время, когда коммунизм и не думал сдавать позиций, а перестроечные настроения еще не поселились в умах народных, советский кинематограф помаленьку выходил на новый уровень. Мы уже сотрудничали с Европой и фильмы снимали не только для внутреннего потребления. Работая в одной команде с французами и швейцарцами, русским режиссерам даже удалось снять ленту, которой можно гордиться и теперь. В 80-м мы сняли кино про войну, про шпионские игры, про опасные приключения русских разведчиков. Но, прежде всего, мы сняли кино про любовь. Про ту настоящую, трагичную и несбыточную любовь, ради которой стоит жить и не страшно умирать.

Сюжет картины Алова и Наумова «Тегеран-43» - история раскрытия и провала попытки фашистских агентов сорвать знаменитую конференцию в столице Ирана. Исторической прелюдией к ленте 1980-го года стал следующий контекст. С 28-го ноября по 1-е декабря 1943 года в Тегеране состоялась встреча руководителей СССР, США и Великобритании. Сталин, Рузвельт и Черчилль обсуждали положение на фронтах мировой войны и стремились согласовать перспективы послевоенного устройства мира. Тегеранская конференция стала символом согласия и разумных компромиссов, на которые пошли главы стран ради мира во всем мире.

По сюжету фильма помешать этому благому делу собирались негодяи-фашисты. Главным негодяем стал блистательный Армен Джигарханян. Он сыграл злодея столь правдоподобно, что мне после просмотра «Тегерана-43» понадобилась внеочередная порция комедии «Здравствуйте, я ваша тетя». Хотелось восстановить репутацию любимого актера.

Конечно, бравые советские разведчики во главе с Андреем Бородиным (Игорь Костолевский) помешали коварным планам фашистов и обеспечили полную безопасность переговоров.

Однако через 35 лет тегеранское дело вновь напомнило о себе. Оказалось, его руководители и организаторы ушли от возмездия. Началось расследование, в котором нашлось место и особенно крутым поворотам сюжета, и стрельбе, и дракам, и настоящей любви... Андрэ Бородин и парижанка Мари Нуни, встретившись в Тегеране, оказались вовлеченными в зловещую, запутанную игру. Невозможность интернациональной любви и атмосфера обреченности, последнее свидание под музыку Жоржа Гарваренца... Фильм, несмотря на всю остросюжетность и историчность, будто пронизан настроениями ностальгии и тоски по Несбывшемуся. Он наполнен стильной романтикой, ни советской, ни французской - уникальной.

Вы наверняка видели нашумевший «Бойцовский клуб» и, возможно, считаете, что сложно представить себе более красивое и депрессивное зрелище, чем взрывающийся Нью-Йорк и главные герои, держащиеся за руки. И саундтреком - завывания группы Pixies «Where is my mind?». Так вот эпизод «Тегерана-43», когда показывают старую военную хронику и все взлетает на воздух под песню Шарля Азнавура «Жизнь в любви», куда сильнее.

Как ни странно, попытка советских режиссеров и сценаристов снять глубоко политизированный детектив с уклоном в воспитательную сферу привела их к созданию истории о любви, человеческой памяти и смысле существования. Очевидно, проект вышел за рамки плоскости, в которой планировали работать Алов и Наумов. Этот переход был, во многом, обусловлен подходящим музыкальным сопровождением Гарваренца. Кроме того, зрительскую аудиторию не могла оставить равнодушной блестящая игра Натальи Белохвостиковой, Вацлава Дворжецкого, Клод Жад, Курта Юргенса, Алена Делона и многих других. Красавцу Делону журнал «Советский Экран» даже посвятил эпиграмму:

«Фильм увидела бабуся,
Потеряв покой и сон:
Завтра с дедом разведуся,
Мой кумир - Ален Делон!»

Впрочем, звезда французского кинематографа  пользовалась огромной популярностью не только у шутников-журналистов и миллионов российских зрительниц, но и у поэтов русского рока. Все мы помним хит группы «Наутилус Помпилиус» про Ален Делона, «который не пьет одеколон, а пьет двойной бурбон и говорит по-французски»

Однако превратил фильм в одну из самых трагичных и исторически достоверных любовных киноисторий не один Ален Делон. «Тегеран-43» - это актеры, музыка, непредсказуемые сюжетные повороты и, конечно, настроение. Неповторимое, бесконечно печальное и загадочно любимое уже не одним поколением зрителей.

Анастасия Крайнер