Подземелье ведьм – советский микс «Звездных войн» с «Конаном-Варваром»



В середине девяностых века двадцатого планету спасал Брюс Уиллис, в начале века двадцать первого он же, слегка постаревший, все еще успешно справлялся с этой нелегкой задачей. В далеком же будущем, а по совместительству - в недалеком прошлом (то есть в 1990-м году), продолжать традиции «крепкого орешка» по спасению мира стал Брюс Андрей. Нет, этот славный малый не взрывал города и веси под ярким флагом США. Он только рассекал бескрайние просторы галактики на своем космолете и боролся с алогизмами эволюции, а заодно - и безграмотностью среди не отличающегося умом и сообразительностью народонаселения одной планеты.

Киносказ о приключениях Андрея Брюса и его верных сотоварищей

«Подземелье ведьм» вышел на экраны в нестабильный перестроечный период. Фантастический боевик Юрия Мороза, несмотря на смуту, царящую по развалинам Союза Нерушимых, у зрителей прошел на ура. В то время у школьников появилась еще одна «уважительная» причина прогуливать уроки - их обрывками ветра космических странствий сдувало на утренние и дневные сеансы. Девчонки как кошки влюблялись в Сергея Жигунова, играющего Брюса.

Еще бы! Он был не просто космолетчиком, с упоением попадающим во всякие истории и с не меньшим упоением из них выбирающимся. Андрей Брюс был эдаким эталоном подлинной брутальности. Сильный и смелый, благородный до легкой тошноты у нас, несчастных скептиков. И да, конечно, чертовски красивый. Злопыхатели называли молодого Жигунова - пародией на Шварценеггера. Впрочем, они, наверняка, завидовали.

Я, честно говоря, сама считаю, что Брюс - это такой герой-коктейль из Конана-Варвара и рыцаря-джедая Оби Ван Кеноби. Смешать, взбалтывать, подавать непременно горячим.

Хотя все гримаски из разряда «фи, как примитивно...» пропадают, когда отважный астронавт ввязывается в очередную драку или занимается любовью с красивой женщиной. Ахтунг! В советском фэнтезийном боевике уже были эротические сцены!

Да и кроме них, в «Подземелье» есть, чему вызвать море сантиментов у впечатлительного зрителя. Чего стоит один хит популярной в те годы Маши Распутиной «Я и ты» на стихи Л. Дербенева и музыку М. Дунаевского. Песенка, конечно, о любви, и вся такая - грустная, слезливая. Томным барышням нравилось, циничным критикам - нет.

 

Сюжет фильма совпадает с содержанием одноименной книги Кира Булычева, которая легла в основу «Подземелья». Экспедиция исследователей космоса высаживается на далекую и неизведанную планету Эвур, которая, однако, вполне пригодна для жизни. Сначала ученым кажется, что она безлюдна. Неожиданно на них нападают аборигены, которые собираются принести астронавтов в жертву ведьмам. И все бы ничего, будь они вооружены камнями и палками. Ничего подобного. Как позже выясняется, эти полудикие люди в войнах с другими племенами используют сложное оружие техногенной цивилизации.

 

Да и вообще, на планете творятся странные вещи: кроме вооруженных до зубов дикарей здесь обитают млекопитающие, приматы и динозавры эпохи каменного века. Как выясняется, подобное развитие жизни на Эвур - колоссальный эксперимент, проводимый пришельцами. Они «разогнали» эволюцию планеты таким образом, дабы выяснить, что происходит с высшими формами жизни на пике их развития. Разумеется, за такие игры в демиургов экспериментаторы жестоко поплатились. Завладевшие оружием будущего, жители планеты убили своих «создателей».

Кто прекратит это безобразие? Догадайтесь...

 

По идее, все претензии к ляпам и корявостям - к Булычеву. Как автор «Подземелья», он де отвечает за примитивность сюжета. Нет, нет и еще раз нет!

Для тех, кто читал книжку и смотрел фильм, очевидно: создатели ленты все значительно упростили. Если в книге говорилось о попытке неизвестных пришельцев ускорить прогресс разумного вида путём выдачи аборигенам готовых орудий труда, но без обучения и воспитания, то в фильме это свели к раздаче оружия и поощрению войн.

 

К тому же любители натурализма в искусстве наверняка громко смеялись над декорациями космических кораблей, картонными динозаврами и нелепо-вычурным подземельем. В защиту фильма могу сказать лишь, что у советских кинематографистов не было миллионов долларов на спецэффекты. Скудость бюджета - не порок, а характерная черта того времени.

Так что не придирайтесь к алогизмам сюжета, дешевым декорациям и картонным монстрам. Лучше наслаждайтесь прекрасной актерской игрой Сергея Жигунова, Николая Караченцова, Марины Левтовой, Дмитрия Певцова и многих других.

Да и разве не приятно посмотреть, как в очередной раз супергерой и красавец-мужчина спасает планету?

Анастасия Крайнер