Табор уходит в небо – цыганская песня о всепоглощающей страсти



В начале 80-м киноманы еще не увидели колоритных, вороватых и загадочных цыган Кустурицы. Не оценили в полной мере абсурдизм их яркого, неповторимого быта, вмещающего в себя жуткую антисанитарию и сказочные обычаи вечных странников, шокирующие цивилизованных европейцев нравы и странные колдовские обряды.

Любители авторского кино не видели цыган-бандитов, делавших капиталы на детской проституции и наркомании. Не видели цыган-героев, которые ценой своей жизни боролись с мафией. Не видели цыган, занимавшихся ворожбой или призрачных цыган, парящих над спящим табором. В общем, Эмир Кустурица еще не показал миру, где табор зимует и не очаровал аудиторию своими страшными путевыми сказками, в которых крышу срывает не только у шальных героев, но и у избушек ведьмовских.

В 80-е зрители во все глаза смотрели на других цыган - сильных и смелых. В то время аудитория любила цыган из ранней романтической прозы М. Горького. Этот гордый кочевой народ не боялся ни бытовых невзгод, ни войн, ни самого черта. Цыгане по Горькому - красивые, удалые и гордые. Коня на скаку остановят, в свой табор его украдут. Молодцы-цыгане - отважны, женщины-цыганки - красивы, глаз не оторвешь. А как песню заведут - аж душа рвется...

Про таких вот чудесных кочевников снял в 1976-м году музыкальную драму «Табор уходит в небо» режиссер Эмиль Лотяну. Картина в рекордные сроки стала лидером проката: за год в нее влюбилось 64 миллиона зрителей. Всесоюзная популярность, лестные отзывы критиков и многомиллионная армия фанатов - не полный постфактум экранизации рассказа «Макар Чудра». Лента получила призы на кинофестивалях в Сан-Себастьяне в 1976-м году, в Белграде в 1977-м году, в Панаме в 1977-м году и в Париже в 1979-м году. Актеры превратились в кумиров советского кинематографа. По читательскому опросу популярного тогда журнала «Советский экран» Светлана Тома (Радда) была признана актрисой года.

В «Таборе» Лотяну в красках показал быт, культуру и творчество цыган в Бессарабии XIX века. Он рассказал очередную сказку о невозможной любви двух независимый личностей, которым вместе невозможно и врозь - никак. Сюжет в двух словах: красавица Радда и конокрад Лойко Забар страстно любят друг друга. Здесь бы поставить хеппи-энд и поведать легенду о двух гордых цыганах, их всепоглощающей любви и многочисленном потомстве, тоже ловком и отважном. Однако, все не так просто. Вместо «...жили они долго и счастливо» Горький оставил только «... и умерли в один день». Не пожелав покориться Радде и на глазах у всего табора поцеловать ей руку, несчастный Лойко заколол любимую женщину. Он пережил красавицу на одно мгновение и тотчас погиб от руки ее отца Данилы.

Режиссеру Лотяну удалось изобразить на экране красивую пару именно так, как писал о них Горький. На роли Радды и Лойко были выбраны талантливые артисты Молдавии Светлана Тома и Григоре Григориу. После выхода «Табора» на широкий экран Тома проснулась знаменитой. Хотя актрисе и пришлось проходить пробы дважды, она точно знала, что получит роль Радды. Еще в семидесятом, играя у Лотяну в «Живом трупе», Светлана Тома запомнила обещание режиссера снять ее в роли цыганки.  

Как вспоминает актриса, «...Это была самая тяжелая роль в моей жизни. Снимали, как всегда, в Карпатах: пыль, жара, цыгане вокруг... Режим Эмиль установил страшный: вставали в пять утра и работали до изнеможения...»

Дело в том, что у Лотяну был свой секрет - на съемочной площадке он всегда кричал: 

«Это плохо, невозможно плохо, бездарно!». Режиссер делал это нарочно, чтобы напряжение актеров передалось потом зрителям.

Бытовой форс-мажор сопутствовал каждой сцене. Одним из самых ярких и сложных моментов в фильме был танец в поле. В нем необходимо было пластически передать любовный диалог: рождающуюся страсть и одновременно соперничество. Станцевать, как этого хотел Лотяну, не получалось - мешали каблучки Радды и неровная поверхность. Тогда режиссер распорядился выровнять площадку и заставил актеров снять обувь. На землю положили кусок жести. Танец исполнялся босиком на раскаленном металлическом листе.

Напряженная обстановка, песни, пляски, безумная страсть и все прелести кочевой жизни продолжают покорять сердца зрителей. Когда мы хотим, чтобы режиссер «сделал нам смешно», то смотрим «Время цыган» Эмира Кустурицы. Когда мы хотим, чтобы режиссер спел грустную песню о любви, мы смотрим «Табор уходит в небо» Эмиля Лотяну. Режиссеры не знакомы, не похожи и не современники. Однако они оба ухитрились создать потрясающе красивый романтический образ нации вечных странников, столь не похожий на ту картинку - ассоциацию с цыганами, к которой мы так привыкли.

Анастасия Крайнер