Приключения Али-Бабы и сорока разбойников – в Багдаде все спокойно



Настоящие сказки - это химеры-сиротки, без отца, без матери, без точного места жительства. Настоящие сказки путешествуют по свету на кончиках перьев бродяг-романтиков и оставляют волшебные отпечатки в фольклоре дальних стран. Настоящие сказки проходят не одну сотню инкарнаций: аватары их героев воплощаются на экранах и подмостках, смешиваются с песней ветра и разносятся по миру радиоволнами. Настоящие сказки, конечно, живут вечно.

Кто в детстве не мечтал попасть в тридевятое царство, где обводит вокруг пальца разбойников Али-Баба и становится принцем искусный вор Аладдин? Кто не слушал отголосков тех славных историй, что напевала своему ненаглядному султану Шехерезада?

В детстве почему-то казалось, что ты еще успеешь вырасти и купить билет до страны Чудес - Персии. А там, в уютной лавчонке даже обыкновенный кунжут называется чудесно: «симсим». И откроются перед тобой все двери к древним сокровищам, и лампа старая отыщется, и, разумеется, Джин...

Когда мы видим по телевизору, как американская армия наводит в тех краях порядок, как гибнут люди и крошится история Ирака, утекая песком сквозь пальцы сильных мира сего, мы уже не вспоминаем о волшебстве Востока. Ни к чему это - ставить в один ряд реальное «сегодня» и мифическое «вчера». Лучше любить кальянные легенды Персии и проплывать над белоснежными куполами спящего Багдада. Путешествие увлекательное, пусть и не взаправдашнее.

Знаменитая арабская сказка «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» впервые была опубликована в начале XVIII века во Франции. И хотя Шехерезада не рассказывала ее своему султану, переводчик Аитуан Галлан откопал историю в малоизвестном собрании, влюбился в нее и включил в сборник «Тысяча и одна ночь».

С тех пор мир раз за разом очаровывался историей чудесного обогащения лесоруба Али-Бабы. Сказка путешествовала по сборникам и варьировала семантику внутренних чудес. «Али-Бабу...» экранизировали по обе стороны экватора. В Америке сюжет переписали до неузнаваемости. В картине Артура Лубина героем сказки стал сын калифа, воспитанный разбойниками и воюющий против захватчиков-монголов. В России восточную фантазию пересказывали Григорий Ломидзе, Олег Рябоконь, Виктор Пpидувaлoв и Латиф Файзиев. Каждый рассказал об Али-Бабе по-своему. Ломидзе сделал получасовой мультик для детей. Рябоконь и Придувалов, с интервалом в 26 лет, сняли яркие мюзиклы. В версии 83-го года сказочную атмосферу Востока воссоздавали звезды советского экрана: Олег Табаков, Армен Джигарханян, Сергей Юрский и Вениамин Смехов. В 2005-м «зажигали» новые звезды: Алика Смехова, Максим Леонидов, Дмитрий Нагиев, Борис Моисеев и «Блестящие».

Файзиев же в 1979-м году создал качественное кино для семейного просмотра. Картина вышла отнюдь не простенькой. На фоне своих предшественников и последователей она отличалась довольно сложным, продуманным сюжетом. Али-Баба из смекалистого, везучего лесоруба превратился в настоящего героя, победившего наводящую ужас на мирных жителей шайку разбойников во главе с Абу-Хасаном. Кроме героической, в сюжете сказки Файзиева весьма органична амурная линия - отношения Али-Бабы и прекрасной Мерджаны. В двухчасовой ленте много песен, танцев и батальных сцен, не позволяющих зрителю расслабиться ни на секунду.

«Приключения Али-Бабы» по Файзиеву похожи на изысканное лакомство. Фильм как коробка рахат-лукума с множеством разнообразных «начинок» - одна другой вкуснее! Несмотря на то что лента вышла на экраны в советский период, она не стала типовым, бледненьким «совковым» фильмом, приправленным сверх меры партийной идеологией. Сказка-79 вообще мало походила на кино, которому подошел бы ярлык «отечественное». Скорее уж, интернациональное. Режиссер - узбек, актеры - русские, индусы, грузины и армяне. Плюс призы на фестивалях в Душанбе в 1980-м году, в Белграде в 1981-м и премия Всесоюзного кинофестиваля за работу художника в 80-м.

Фильм любили за рубежом и обожали в Союзе. По итогам 1980-го года, он стал лидером советского проката, завоевав любовь 52-х миллионов зрителей. 

Многие поклонники ленты не знают, что исполнители главных ролей - известные индийские актеры Дхармендра и Хема Малини - живут в счастливом браке. Они до сих пор очень популярны на родине и продолжают сниматься.

Кроме колоритных индусов в ленте Файзиева засветились звезды армянского и грузинского кино Фрунзик Мкртчян и Софико Чиаурели. Особый шарм привнес Хасан - Ролан Быков.

Сегодня не так уж просто отыскать на полках с коллекцией ДВД старенький фильм Файзиева. Скорее уж вы наткнетесь на версию Придувалова, где главным героем вместо Али-Бабы становится антуражная гадалка-Моисеев. Впрочем, настоящие сказки живут вечно и прячутся в самых укромных уголках. Стоит только сильно-сильно захотеть - чудеса Востока заглянут и в ваш дом.

Кто в детстве не мечтал попасть в тридевятое царство, где обводит вокруг пальца разбойников Али-Баба и становится принцем искусный вор Аладдин? Кто не слушал отголосков тех славных историй, что напевала своему ненаглядному султану Шехерезада?

В детстве почему-то казалось, что ты еще успеешь вырасти и купить билет до страны Чудес - Персии. А там, в уютной лавчонке даже обыкновенный кунжут называется чудесно: «симсим». И откроются перед тобой все двери к древним сокровищам, и лампа старая отыщется, и, разумеется, Джин...

Когда мы видим по телевизору, как американская армия наводит в тех краях порядок, как гибнут люди и крошится история Ирака, утекая песком сквозь пальцы сильных мира сего, мы уже не вспоминаем о волшебстве Востока. Ни к чему это - ставить в один ряд реальное «сегодня» и мифическое «вчера». Лучше любить кальянные легенды Персии и проплывать над белоснежными куполами спящего Багдада. Путешествие увлекательное, пусть и не взаправдашнее.

Знаменитая арабская сказка «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» впервые была опубликована в начале XVIII века во Франции. И хотя Шехерезада не рассказывала ее своему султану, переводчик Аитуан Галлан откопал историю в малоизвестном собрании, влюбился в нее и включил в сборник «Тысяча и одна ночь».

С тех пор мир раз за разом очаровывался историей чудесного обогащения лесоруба Али-Бабы. Сказка путешествовала по сборникам и варьировала семантику внутренних чудес. «Али-Бабу...» экранизировали по обе стороны экватора. В Америке сюжет переписали до неузнаваемости. В картине Артура Лубина героем сказки стал сын калифа, воспитанный разбойниками и воюющий против захватчиков-монголов. В России восточную фантазию пересказывали Григорий Ломидзе, Олег Рябоконь, Виктор Пpидувaлoв и Латиф Файзиев. Каждый рассказал об Али-Бабе по-своему. Ломидзе сделал получасовой мультик для детей. Рябоконь и Придувалов, с интервалом в 26 лет, сняли яркие мюзиклы. В версии 83-го года сказочную атмосферу Востока воссоздавали звезды советского экрана: Олег Табаков, Армен Джигарханян, Сергей Юрский и Вениамин Смехов. В 2005-м «зажигали» новые звезды: Алика Смехова, Максим Леонидов, Дмитрий Нагиев, Борис Моисеев и «Блестящие».

Файзиев же в 1979-м году создал качественное кино для семейного просмотра. Картина вышла отнюдь не простенькой. На фоне своих предшественников и последователей она отличалась довольно сложным, продуманным сюжетом. Али-Баба из смекалистого, везучего лесоруба превратился в настоящего героя, победившего наводящую ужас на мирных жителей шайку разбойников во главе с Абу-Хасаном. Кроме героической, в сюжете сказки Файзиева весьма органична амурная линия - отношения Али-Бабы и прекрасной Мерджаны. В двухчасовой ленте много песен, танцев и батальных сцен, не позволяющих зрителю расслабиться ни на секунду.

«Приключения Али-Бабы» по Файзиеву похожи на изысканное лакомство. Фильм как коробка рахат-лукума с множеством разнообразных «начинок» - одна другой вкуснее! Несмотря на то что лента вышла на экраны в советский период, она не стала типовым, бледненьким «совковым» фильмом, приправленным сверх меры партийной идеологией. Сказка-79 вообще мало походила на кино, которому подошел бы ярлык «отечественное». Скорее уж, интернациональное. Режиссер - узбек, актеры - русские, индусы, грузины и армяне. Плюс призы на фестивалях в Душанбе в 1980-м году, в Белграде в 1981-м и премия Всесоюзного кинофестиваля за работу художника в 80-м.

Фильм любили за рубежом и обожали в Союзе. По итогам 1980-го года, он стал лидером советского проката, завоевав любовь 52-х миллионов зрителей. 

Многие поклонники ленты не знают, что исполнители главных ролей - известные индийские актеры Дхармендра и Хема Малини - живут в счастливом браке. Они до сих пор очень популярны на родине и продолжают сниматься.

Кроме колоритных индусов в ленте Файзиева засветились звезды армянского и грузинского кино Фрунзик Мкртчян и Софико Чиаурели. Особый шарм привнес Хасан - Ролан Быков.

Сегодня не так уж просто отыскать на полках с коллекцией ДВД старенький фильм Файзиева. Скорее уж вы наткнетесь на версию Придувалова, где главным героем вместо Али-Бабы становится антуражная гадалка-Моисеев. Впрочем, настоящие сказки живут вечно и прячутся в самых укромных уголках. Стоит только сильно-сильно захотеть - чудеса Востока заглянут и в ваш дом.

Анастасия Крайнер