Мы из будущего: о вневременных ценностях



Тема путешествий во времени, кажется, не изживет себя никогда. Она волновала умы ученых и философов, популярных писателей и оскароносных режиссеров. Последним проблема трипа в день позавчерашний приносила любовь зрителей, более-менее лестные отзывы критиков и какие-то награды. Секрет популярности темы - в человеческом сознании, в вопросах, что терзают порой душу каждого смертного. «А что если...?», «Интересно, как было тогда?», «Любопытно, что меня ждет через двадцать лет?» и тому подобное. Пофантазировать на тему зрителю - приятно, режиссеру - интересно и, как показывают сборы, весьма продуктивно. Отечественным креативщикам лавры Земекиса с его трилогией «Назад в будущее» покоя не дают. Взялся за создание киномашины времени и Андрей Малюков.

Он снял героический блокбастер - динамичный, красочный и увлекательный. Блокбастер, совместивший в себе некоторую монументальность Голливуда и проникновенность советских фильмов про войну. Блокбастер, в котором скинхед воюет «за Родину, за Сталина» против фашистов. Блокбастер, который при среднем бюджете (5 миллионов долларов по меркам российского кино - не деньги), получился очень качественным. Кино и к экрану приковывает, и за душу берет, и вообще. Хорошее, в общем, кино.

Фильм не портит и тот факт, что на главные роли пригласили начинающих артистов. Как сказал продюсер фильма, они ставили себе задачу - открыть новые имена, в которых, на их взгляд, наше кино сейчас нуждается. Новые имена в «Мы из будущего» -Данила Козловский, Дмитрий Волкострелов, Андрей Терентьев и Владимир Яглыч. Сыграли здорово, как и артисты старшего поколения - Борис Галкин и Сергей Маховиков.

В основе сюжета фильма лежит путешествие четырех героев нашего времени - барыги-бизнесмена, скинхеда, рэпера и геймера - в далекий 1942 год. Начинается фильм с того, что парни ведут раскопки в местах, где шли бои Второй мировой войны. Все, что предприимчивые товарищи находят, например медаль «За отвагу», они продают по хорошей цене.

Вдруг откуда ни возьмись на раскопках появляется бабушка с бидоном молока. Странная примета, нечего сказать. Бабуля просит «черных копателей» найти ей портсигар сына - рядового Соколова, который погиб здесь в 42-м году.

Герои над старушкой, как нетрудно догадаться, смеются и не подозревают, что бабка-то непростая, бабка - с инфоповодом. А им теперь предстоит Приключение, которое еще невесть чем кончится.

Но это чуть позже, а пока «копатели» идут купаться в речушке неподалеку, которая оказывается сродни реки времени. Выныривают товарищи в 1942-м году. Чтобы вернуться, им теперь надо отыскать портсигар солдата.

Дальше бизнесмен, скинхед, рэпер и геймер путешествуют по сюжету, вляпываясь то в комические ситуации, то в серьезные конфликты. Одного их них ждут любовные приключения - роман с красавицей-медсестрой. Потом героев обвиняют в дезертирстве, потом они пытаются добиться помилования, потом начинают вести себя так, словно они из какого-то другого будущего. Бизнесмен, например, изрекает «Русские после первой не закусывают!» (привет «Судьбе человека»). В плену у фашистов все накидываются на скинхеда с ироничными издевками: «Может, договоришься со своими, чтобы нас отпустили?»

Потом начинается совершенная фантастика: герои обещают советскому солдату, что в Москве никогда не будут кричать «Хайль, Гитлер!» Увы...

Несмотря на то что исполнить обещания путешественников во времени - мало реально, фильм ставит и решает весьма конкретные задачи. Он заставляет задуматься.

Ведь начинается кино с высказывания «Я бы на месте Сталина с Гитлером объединился, чтобы Америку к ногтю прижать». Эта фраза раскрывает абсурдность и ужас современных националистических настроений в России, демонстрируя наглядно, что они являются предательством в отношении памяти предков.

«Мы из будущего» словно выражает благодарность человека из сегодня герою, погибшему вчера. Вообще, столкновение двух времен - очень драматургически богатая почва для истории. В фильме этот прием оправдал себя полностью, потому как раскручен на 100%.

Столкновение двух эпох, двух мировоззрений и множества судеб внутри этой истории - прекрасный метод. Люди сталкиваются и меняют свою точку зрения на все, вместе со зрителем, который видит не просто спецэффекты и пафос, не просто сантименты и отсылы к исторической правде. Он видит проблему. А это уже первый шаг на пути к ее решению.

Анастасия Крайнер