Константин Хабенский: большой любитель помолчать



Больше всего на спектаклях его раздражает стандартная мелодия Nokia - об этом он однажды рассказал корреспонденту киевской газеты: «Причем болезненно на нее реагируют все артисты в театре. Мы даже как-то думали разузнать, кто написал этот рингтон, и серьезно поговорить о том, что двигало этим человеком, когда он писал такую ужасную мелодию». Не любит играть героев - становится неловко от пафоса. Все хочется как-то героя очеловечить, придав ему черты не совсем герою подобающие...

Константин Хабенский родился 11 января 1972 года в Ленинграде. Мама (по словам знаменитого сына), официально - преподаватель, по призванию - театральный администратор. Отец - инженер.

Скорее всего, о Хабенском никогда не напишут - «с детства проявлял незаурядный актерский дар». Ничего такого. Рос обыкновенным мальчишкой - в меру шаловливым, в меру старательным, в меру усидчивым. Наверное, не любил школу - а что тут такого уж удивительного? - поэтому после восьмого класса ушел. Чтобы продолжить образование и все же «стать человеком», поступил в техникум авиационного приборостроения и автоматики. Но долго не выдержал - ведь если ты сделан для другого, остальное не приносит ощущения гармоничности существования. В общем, на третьем курсе Константин бросил техникум. Но и тогда чуда не произошло: не мигали фонарики, не пламенели на ветру стяги, не приснился вещий сон - в общем, никак жизнь не подсказывала юному Косте, что быть ему актером. Но кушать нужно, поэтому пришлось поработать и полотером, и дворником, и уличным музыкантом.

А потом Хабенский устроился в театр-студию «Суббота». Нет, не ведущим артистом. Горошком - или монтировщиком сценоборудования. После того, как Хабенский оттаскал на роду написанную часть декораций, он решил стать актером.

В 1990 году поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) на курс В. М. Фильштинского. Во время учебы начал играть на сцене, даже несколько крупных ролей: Ломов в водевиле «Шутки» Чехова, несколько ролей в постановке «Время Высоцкого», канатоходец Матто в «Дороге» по Феллини, Чебутыкина в «Трех сестрах» Чехова.

Киношная карьера также начала развиваться еще в студенчестве: будучи студентом, сыграл первую роль - эпизод в фильме «На кого Бог пошлёт». В 1995 году, окончив ЛГИТМиК, Константин был принят в Экспериментальный театр «Перекресток», где проработал год. Одновременно - Региональное ТВ и ведущий отдела музыкальных и информационных программ. В 1996 году Хабенский перешел в московский театр «Сатирикон» им. А. И. Райкина. Там жизнь текла спокойно, даже слишком - в основном второстепенные роли («Трёхгрошовая опера» и «Сирано де Бержерак» - маркеры того периода).

Но всплеск произошел в кино - в 1998 году он снялся сразу в трех картинах. И, как утверждает сам актер, роли нашли его случайно. Вернее, он оказался в нужное время в нужном месте. Так было с российско-венгерской мелодрамой «Наташа», драмой Алексея Германа «Хрусталев, машину!» и с фильмом Дмитрия Месхиева «Женская собственность». За последнюю работу Хабенскому была присуждена премия в номинации «Лучшая мужская роль» на Гатчинском кинофестивале «Литература и кино».

Все что произошло дальше, уже не было игрой случая. Благодаря этим фильмам на Хабенского обратили внимание, и он снялся в драме Владимира Фокина «Дом для богатых». 1999 год - это, конечно, год сериала «Убойная сила» и Игорь Плахов, грустный следователь-неврастеник. Блестяще отыграв интеллигентного сыщика, Хабенский отказался от участия в новом сезоне. Хотя на этом его сериальные эксперименты не закончились. Были еще «Агент национальной безопасности» и «Империя под ударом», правда, роли там были скорее характерными, чем главными.

Затем были яркие и интересные роли в «Механической сюите» и «Своих» Дмитрия Месхиева и целая эпоха в театре им. Ленсовета под знаком знаменитой команды Юрия Бутусова - Хабенского, Пореченкова, Трухина, Зиброва. Вечные аншлаги на спектаклях - «В ожидании Годо», «Клоп», «Войцек» и «Калигула».

Миллениум принес Хабенскому статус суперзвезды и участие в нескольких знаковых проектах. В кино - это оба «Дозора» Бекмамбетова и роль Антона Городецкого, персонажа воистину культового для целого поколения юных россиян. Отрицательно настроенные к шедеврам отечественной фантастики люди называют еще две картины Филиппа Янковского - «В движении» и «Статский советник» и «Бедные родственники» Павла Лунгина.

В театре - переход из труппы театра им. Ленсовета в МХТ им. Чехова, где Хабенский играет по сей день в спектаклях «Белая гвардия» (роль Алексея Турбина), «Утиная охота» (Зилов) и «Гамлет» Юрия Бутусова (Клавдий).

Самой обсуждаемой ролью Константина последних лет стал, пожалуй, Костя Лукашин из спорного продолжения «Иронии судьбы». Может, это и не лучшая роль Хабенского в кино, но уж точно самая скандальная.

Наталия Руденко