Марк Захаров: формула любви народной



Марк Захаров в отечественном кинематографе - персона знаковая. Это вам не какая-нибудь популярная да востребованная звезда современности или пропахший нафталином кумир прошлых лет. Марк Анатольевич - символ эпохи, кумир миллионов зрителей, из редкой породы особо удачливых классиков, заслуги которых оценили еще при жизни. Кто из нас до слез не смеялся над приключениями того самого Мюнхаузена или авантюрной погоней за стульями в исполнении Оси и Кисы? Кто не напевал «uno uno uno - un momento» в унисон с Семеном Фарадой в «Формуле любви»?
Лучшим доказательством любви народной всегда являлась узнаваемость.

Не важно, сколько вам лет, катаетесь ли вы в метро или ездите на «Бентли», устраиваете каникулы в Париже или 5 лет копите на отпуск в Геленджике. Это не имеет никакого значения, когда речь заходит о любимых фильмах и любимых режиссерах. Ленты Захарова и Гайдая, что так любили зрители в Союзе, несмотря на некоторую наивность, очаровывают аудиторию и по сей день. И если Гайдай со своими любимыми актерами остался, увы, в веке двадцатом, то Захарова мы можем с гордостью назвать современником.

Марк Анатольевич родился 13 октября 1933-го года в Москве в семье педагогов. Его детство прошло на Красной Пресне в скромной коммуналке. Мать Марка с детства мечтала стать актрисой, училась в театральной студии Ю.А. Завадского. Однако мечтам не суждено было сбыться: конец грезам положила 58-я статья, по которой на три года арестовали ее мужа. Отца выслали из Москвы, и Марк месяцами не видел родителей. Воспитывала его бабушка, Софья Николаевна Бардина, работавшая заведующей в детдоме. После ее смерти родители Захарова вернулись в Москву, однако отца, прошедшего войну, вновь выслали. На этот раз мать с ним не поехала...

Она в одиночестве тащила семейную ношу, работая преподавателем в детских драмкружках. Марк полюбил театр еще в раннем детстве, когда в возрасте семи лет его привели во МХАТ на «Синюю птицу» - перфоманс, обладавший потрясающей энергетикой и стимулировавший в зрителях эмоциональное и духовное развитие. Позже Захаров увлекался кукольным театром Образцова и вместе с Андреем Тарковским занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров на Большой Полянке.

Увлечение сына театром мать, Галина Сергеевна Захарова, поначалу воспринимала в штыки. Однажды она увидела вещий сон, который обещал юному Марку невероятный успех на подмостках. Тогда Захарова сказала сыну, что «... от судьбы не уйдешь, и путь у тебя один - в актеры».

Вскоре Марк Анатольевич подал документы в ГИТИС, где сразу же был допущен к экзаменам, успешно сдал их и был зачислен на 1-й курс актерского факультета.

Уже со 2-го курса Захаров начал играть небольшие роли на сцене московских театров им. Маяковского и им. Ермоловой. Осенью 55-го он получил распределение в Пермский областной драматический театр. Там помимо актерской работы, Марк Анатольевич стал писать детские стихи для местного издательства, рисовать, печатать карикатуры для молодежной и областной газет, сотрудничать на радио и организовывать в театре «капустники».

В 1959-м году, возвратившись в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, Захаров устроился в Московский театр имени Гоголя. Вскоре он перешел в Эстрадный театр миниатюр, где проработал до 1964-го года.

К этому времени он пережил режиссерский успех в Студенческом театре МГУ и решил, что больше не может существовать в качестве актера. Режиссерским дебютом Захарова стал спектакль «Дракон» по пьесе Е. Шварца. В 1964-м году он совместно с главным режиссером Студенческого театра МГУ С.И. Юткевичем поставил спектакль «Карьера Артура Уи, которой могло и не быть». Спектакль долго шел на сцене театра, с успехом выезжал за рубеж.

В 1965-м году Марк Анатольевич был приглашен в качестве режиссера в Московский театр сатиры. Там в 1967-м году состоялся его первый режиссерский успех - постановка «Доходное место» по А. Островскому. Спектакль до своего запрещения по «идеологическим» причинам прошел около 40 раз и имел большой успех у зрителей.

В 1971-м Захаров поставил «Разгром» по Фадееву, который не запретили только благодаря вмешательству вдовы писателя.

В 73-м он возглавил Московский театр имени Ленинского комсомола, позднее переименованный в «Ленком». В то время театр после ухода А. Эфроса переживал творческий кризис и постановки Захарова «Автоград-XXI», «Темп-1929»

«Матушка Кураж...» и «Чудак-человек» внесли долгожданную свежую струю.

С первых же дней работы режиссер много сил отдавал открытию и утверждению собственных поэтических направлений с акцентами на музыкальном сопровождении. В спектаклях «Тиль», «В списках не значился», «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Мистификация» музыка стала самым коротким путем к сердцам зрителей.

Значительное место в творчестве Захарова занимает работа в кино и на ТВ. Все его фильмы широко известны и популярны. Это и многосерийный фильм «Двенадцать стульев» по Ильфу и Петрову, и ленты, снятые по сказкам Шварца «Обыкновенное чудо» и «Убить дракона». Это и совместная работа с Григорием Гориным «Тот самый Мюнхгаузен», и чарующая «Формула любви».

Марк Анатольевич любит повторять, что его достояние и гордость - его актеры.

Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и премии Станиславского, награжденный орденами Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени и орденом Святого Станислава, Марк Анатольевич - тот еще скромник. Не «зазвездился» он даже после получения престижной премии «Триумф», которая присуждается за высшие достижения в области литературы и искусства.

Анастасия Крайнер