Иосиф Бродский считал, что жить в нашу эпоху, имея нрав благородный, мягко говоря, «сложненько». С лучшим поэтом-невозвращенцем не поспоришь: большинство людей прогибается под изменчивый мир. Лишь единицы прогибают его под себя. Мы восхищаемся ими, по-черному ли, по-белому ли - завидуем. Мы смакуем каждый кусочек их биографии, каждую подробность их удивительной жизни и редко представляем себе цену, которую им пришлось заплатить за статус «живой классик».
Звезда театра и кино, народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и глава «Современника» Галина Волчек - человек особенный. Дело не в наградах и государственных премиях, которыми увенчан ее жизненный путь. Дело не знаменитостях, с которыми она работала и даже водила дружбу. Исключительность характера Галины Борисовны - в ее уникальной верности себе и своему делу, фантастической работоспособности, переходящей в трудоголизм и, конечно, актерскому и режиссерскому таланту от Бога.
Зигмунд Фрейд не даром считал, что все проблемы - из детства. Оно ставит несмываемые отпечатки, подбрасывает скелеты в шкаф и влияет на будущую жизнь образом самым кардинальным. Московское детство Галины Борисовны без преувеличения можно назвать богемным: в доме Волчек бывали неординарные личности. Это были люди из волшебного мира кино, талантливые и яркие. С соседями по дому Галине Борисовне особенно повезло: ими оказались Юлий Райзман и Михаил Роом, который оказал большое влияние на будущую актрису и режиссера. Уже с юных лет кино вошло в жизнь Волчек, она знала о синематографе многое, если не все. Сакральным таинством оставался театр.
Увы, чем ярче и интереснее становилась богемная жизнь семьи Волчек, тем сложнее было супругам находить общий язык. Когда Галине исполнилось 13 лет, ее родители расстались, девочка осталась с отцом. Привет Фрейду: в будущем личная жизнь актрисы и режиссера также не будет гладкой: замужем она побывает дважды.
Семейные неурядицы не сломали Галине судьбу, напротив, она оказалась настоящим борцом и в 16 лет поступила в Школу-студию МХАТ, где одним из преподавателей был Олег Ефремов.
В 1956-м году Ефремов и выпускники Школы-студии - Галина Волчек, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнееев, Игорь Кваша и Олег Табаков организовали Студию молодых актеров. Очень быстро она выросла в «Современник». В 61-м Волчек начала работать в театре в качестве режиссера и уже в 1962-м году выпустила первый спектакль «Двое на качелях», который еще 30 лет будет пользоваться искренней любовью публики.
После него Волчек как режиссер несколько лет проработала вместе с Олегом Ефремовым, а в 1966-м выпустила один из лучших своих спектаклей - «Обыкновенную историю» по Гончарову. За него Галина Борисовна получила Государственную премию. Успех не испортил Волчек, окрылив талантливого демиурга. В 68-м она поставила «На дне» Горького, позже небезуспешно выпускала спектакли Чехову и Андрееву.
1970-й год стал знаковым в карьере актрисы и режиссера. Когда ее учитель, Олег Ефремов, покинул «Современник» и перешел во МХАТ, Волчек, верная себе и концепции любимого театра, за учителем не последовала. На два долгих года «Современник» остался без руководства, в 72-м труппа театра буквально принудила Галину Борисовну возглавить коллектив. Большинством голосов ее избрали главным режиссером.
То время было расцветом театра: в «Современник» пришли Валерий Фокин, Юрий Богатырев, Константин Райкин, Марина Неелова, Валентин Гафт и многие другие талантливые актеры. Именно они создали новый имидж театра, вывели его на абсолютно другой качественный уровень.
В 1978-м Волчек стала первым советским режиссером, прорвавшим культурную блокаду между Союзом и Штатами. Ее пригласили в Хьюстон - поставить «Эшелон» по М. Рощину. Сейчас в этом нет ничего необычного: железных шторок и языковых барьеров между странами не осталось. Однако по тем временам шаг Галины Борисовны был воистину беспрецедентным.
В 1990-м «Современник» в Сиэтле показал два спектакля Волчек «Три сестры» и «Крутой маршрут». Полтора месяца длились мегауспешные гастроли отечественного театра. Через несколько лет «Современник» вышел на Бродвей, и на протяжении двух недель с постоянными аншлагами на американской сцене шел «Вишневый сад». Бродвейские гастроли были отмечены одной из самых престижных общенациональных наград США Drama Desk Award, которая впервые за историю существования премии большинством голосов была присуждена неамериканскому театру.
В 1999-м году Галина Борисовна выпустила спектакль «Три товарища», ставший хитом современной российской сцены.
Успех Волчек на подмостках не перечеркнул ее кинокарьеры. Она снялась в лентах «Дон Кихот», «Строится мост», «Король Лир», «Про Красную Шапочку», «Осенний марафон» и «Уникум».
Сейчас Галина Борисовна, несмотря на почтенный возраст, продолжает работать в театре, считая своим главным цензором и критиком сына Дениса. «Сын для меня - тема особая, - признается Волчек - так сложились наши отношения, что он мой главный советчик, самый строгий зритель и судья. Не могу выпустить спектакль, пока его не посмотрит Денис».
Анастасия Крайнер