Юрий Любимов – тернистый путь настоящего Мастера



Юрий Петрович Любимов - актер, театральный режиссер, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке. Он талантлив, успешен и вечно в моде. Его жизнь - цепь причудливых событий, благоприятных совпадений и неслучайных встреч. Любимов - не просто режиссер, он Мастер, биография которого увлекательна не меньше, чем его творения. Родился Юрий Петрович 30 сентября 1917 года в городе Ярославле. Его предки по линии отца были зажиточными крестьянами, по линии матери - цыганами. Репрессии разрушили семью режиссера: его родителей арестовали, а сам Любимов с братом и сестрой превратились в детей «лишенцев» - лишенных гражданских прав.

Несмотря на невзгоды семья выстояла, родители от детей не отказались, напротив - воспитали их настоящими интеллектуалами. Юру с детства приучали к литературе и театру.

Первые театральные впечатления Любимова связаны с «Синей птицей» и «Горем от ума» во МХАТе, «Лесом» и «Ревизором» Мейерхольда. Как выходцу из пролетарской семьи ему пришлось пойти учиться в электромеханический техникум. Одновременно Юрий Петрович посещал хореографическую студию, где занимался по методике Айседоры Дункан.

В 1934-м году Любимов был принят в студию при МХАТ-2, у истоков которого стоял М. Чехов. Уже через год он сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни» Деваля. Постановка стала роковой для истории театра -  в 36-м МХАТ-2 был закрыт. Труппа была расформирована по разным театрам, а студия и вовсе упразднена.

В том же году Любимов поступил в училище при Театре им. Вахтангова и сразу же сыграл в постановке «Принцесса Турандот», одновременно он дебютировал в спектакле «Много шума из ничего» по Шекспиру, а еще через год сыграл в спектакле Погодина «Человек с ружьем». Именно в этой роли на Юрия Петровича и обратил внимание сам Мейерхольд. Мастер пригласил талантливого актера на свои репетиции, в 1940-м Любимов сыграл роль Пекаря в дипломном спектакле «Мещане» по М. Горькому. Тогда же его призвали в армию.

С 1941-го по 1946-й год он служил в Ансамбле песни и пляски НКВД, организованном для поддержания духа войск. Так Любимов прошел всю войну, выступая в роли конферансье, читая поэмы и разыгрывая интермедии неподалеку от передовой.

После демобилизации Юрий Петрович вернулся в Театр Вахтангова и был зачислен в труппу. На сцене этого театра с 1946 по 1964 год он исполнил свыше 30 ролей. Любимов играл Олега Кошевого в «Молодой гвардии» Фадеева, Криса во «Всех моих сыновьях» А. Миллера, Шубина в «Накануне» Тургенева,

Тятина в «Егоре Булычове» Горького, Сирано в «Сирано де Бержераке» Ростана, Бенедикта в «Много шума из ничего» и Ромео в «Ромео и Джульетте» Шекспира.

Параллельно с работой в театре он много снимался в кино у режиссеров Александрова, Довженко, Пырьева, Жарова, Кошеверовой, Птушко, Пудовкина, Юткевича, Эрдмана и Эфроса.

Дебют Любимова как режиссера состоялся в 1959-м году, когда он поставил пьесу Галича «Много ли человеку надо».

В 63-м году режиссер поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Брехта. Перфоманс имел ошеломляющий успех, а резонанс был настолько велик, что Юрию Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии на Таганской площади, переживавший тогда не лучшие свои времена.

Через год, 23 апреля 1964-го года спектаклем «Добрый человек из Сезуана» в Москве открылся новый театр - Театр на Таганке. Этот момент в карьере Любимова можно считать поворотным: начался стремительный и мощный взлет его режиссерского таланта.

С тех пор Юрий Петрович поставил в Театре на Таганке около 50-ти спектаклей. С самого рождения его театр стал «островом свободы в несвободной стране». Членами худсовета в нем работали Твардовский, Эрдман, Трифонов, Искандер, Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина и Окуджава.

К середине семидесятых Таганка превратилась в один из театральных центров мира. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии в 76-м постановка Любимова «Гамлет» с Высоцким в главной роли была удостоена Гран-при. Первую премию режиссер получил и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» в 80-м.

В том же году скончался Высоцкий, театр подготовил спектакль его памяти, который власти запретили. В 1982-м запретили и следующую постановку Любимова «Борис Годунов». К 1983-му году на Таганке сложилась невыносимая  ситуация: запрещены были не только два новых спектакля, но и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова. По приглашению Ассоциации «Великобритания - СССР» Юрий Петрович выехал в Англию для постановки «Преступления и наказания».

После ряда интервью западным журналистам в марте 84-го года Любимова освободили от должности художественного руководителя созданного театра и лишили гражданства. Он стал персоной нон-грата: даже имя Мастера произносить в Союзе запрещали.

За годы эмиграции режиссер много работал на Западе. Постановки «Преступления и наказания» в Австрии, Англии, США и Италии удостоены высших театральных премий, «Бесы» в исполнении лондонского театра «Альмида» гастролировали по всей Европе. По приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре Любимов поставил «Пир во время чумы» Пушкина и «Мастера и Маргариту» Булгакова.

В мае 88-го года Юрий Петрович вернулся в Москву и восстановил запрещенные прежде спектакли «Борис Годунов» и «Владимир Высоцкий».

Потом были поставлены: «Пир во время чумы», «Самоубийца», «Электра», «Живаго. (Доктор)», «Подросток» и многие другие.

С 97-го Любимов сознательно отказался от ряда контрактов на Западе, целиком посвятив себя Таганке. Свое восьмидесятилетие он отметил премьерой спектакля «Братья Карамазовы», а в 99-м к 35-летию театра поставил с молодыми актерами новую редакцию брехтовского «Доброго человека из Сезуана», ставшего символом театра.

Последовавшие затем одна за другой премьеры «Хроники» Шекспира, «Евгений Онегин» Пушкина и «Театральный роман»  Булгакова стали ярким событием для преданных поклонников театра.

Никогда еще Театр на Таганке так часто не выезжал на гастроли. За последние пять лет труппа не раз побывала в Японии, Гонконге, Греции, Германии, Хорватии, Финляндии, Франции, США, Италии, Чехии и Испании. 

Мастер продолжает творить и сейчас, несмотря на преклонный возраст.

Анастасия Крайнер