Игроки «Студии театрального искусства» Сергея Женовача



«Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует» - слова, сказанные 165 лет назад Николаем Васильевичем Гоголем в пьесе «Игроки» к России применимы как к никакой другой стране. Нигде больше не сыскать столько плутов на один квадратный метр. Актуальность произведения великого писателя лишний раз доказал спектакль «Студии театрального искусства» в постановке Сергея Женовача.

Женовач - любимец публики, обладатель трех «Золотых масок», режиссер аншлаговых спектаклей в МХТ и Малом театре. Созданная им «Студия» состоит сплошь из выпускников его собственного курса в ГИТИСе. После двух постановок театра - «Мальчики» и «Захудалый род» - заговорили о появлении «фоменок» новой формации, которых по аналогии ласково прозвали «женовачи». После премьеры  «Игроков» уже можно со всей уверенностью сказать: перед нами не просто талантливые ученики талантливого учителя, перед нами серьезный, сложившийся театр.

Для тех, кто не знает или забыл, напомним сюжет пьесы. В одну из русских провинций приезжает карточный шулер Ихарев (Андрей Шибаршин) и перво-наперво выясняет у слуги, кто в гостинице, кроме него, проживает. Чем богат народ, чем промышляет, как свободное время проводит. Понятное дело, не из праздного любопытства, а с целью найти себе жертву для шулерства пожирнее да побогаче. Оказывается, не один такой Ихарев на несчастную русскую землю приходится. В этой гостинице остановились ещё три мастера карточной игры. Утешительный (Алексей Вертков) - из них самый проворный, хитрый и так сказать головастый, практически мозговой центр. А компанию ему составляют Швохнев (Александр Обласов) и Кругель (Григорий Служитель).

Ихарев вздумал было обыграть заезжих гостей. Но, как говорится, свой своего узнает издалека. Троица  по-дружески предлагает ему присоединиться к ним и создать взаимовыгодный союз с целью одурачивания других любителей картишками побаловаться. Ихарев радостно соглашается, доверяется новым друзьям и даже раскрывает свой главный секрет: у него есть карточная колода по имени Аделаида Ивановна, крап рубашки которой он знает наизусть. Но Россия - страна, где свой дурит своего ещё больше, чем чужого, а потому ни тонкость ума Ихарева, ни его деловой подход к плутовству не спасают его от ещё более изощренного обмана. В итоге троица оставляет Ихарева ни с чем и исчезает в

неизвестном направлении.

 

Все действо решено минимальными изобразительными средствами. Разыгрывается вся пьеса как будто в игорном доме - на сцене нет ни интерьеров гостиниц, ни постоялого двора, только девять квадратных столов, обитых зеленым сукном и ровно расставленных по периметру сцены. На героях  строгие современные костюмы, длинные черные пальто и шляпы.

Вчерашние студенты Женовача сегодня значительно повзрослели и, несмотря на большую разницу в возрасте между ними и их героями, блестяще справляются с поставленной задачей. Они так изощренно и тонко дурят Ихарева, так купаются в своей игре, что самый Фома неверующий поддастся на их обман. Вместе с героем Андрея Шибаршина в расставленные сети попадается и зритель, даже тот, который заранее знает, чем все закончится.

Сам писатель в «Игроках» Женовача тоже не остался в стороне.

Его серебряный бюст находится здесь
же на сцене и наблюдает за разыгрываемым в 9 эпизодах и 23-х
явлениях жульничеством. Надо сказать, с классиком обошлись по-свойски. Ихарев использовал его и как вешалку, и как главного и единственного слушателя своего монолога победителя, ещё не знающего, что он и есть главный проигравший во всей этой истории. Что думает о происходящем на сцене Гоголь, непонятно, только по окончании действа он вдруг тихо поворачивается спиной к залу. От скромности ли, от стыда ли - решать зрителю.

 

В начале спектакля все участники сидят за столами по одному и зажигают по очереди свечи. В последней сцене - они рассаживаются также, но уже лицом к залу и по очереди свечи тушат. Стоила ли игра свеч для Утешительного, Швохнева и Кругеля? Да, конечно. Сорвать такой куш и так ловко одурачить столь искусного противника. Стоила ли игра свеч для Ихарева? С моральной точки зрения - несомненно. Разве не лучший урок для плута попасть в вырытую им же самим яму? Стоила ли игра свеч для Женовача и его «Студии»? Безусловно! «Игроки» - это не только ещё одна аншлаговая постановка и потенциальный номинант на «Золотую маску». Это один из тех спектаклей, который, не задумываясь, можно рекомендовать всем, кто любит русскую классику и ценит высокое искусство, величаемое театром.

Людмила Беширова