Пролетая над гнездом кукушки, или как в «Ленкоме» наступило Затмение



Психбольница - это место, где лечат душевнобольных, или как предпочитают говорить пациенты дурдома в спектакле «Затмение»: «у нас душа болит, потому мы и душевнобольные». По общепринятому определению - психически больным считается человек, чьё поведение выбивается из установленных норм. Посмотрев «Пролетая над гнездом кукушки» («Затмение») в Ленкоме, серьёзно задумаешься - люди ли отклоняются от норм или нормы уже отклоняются от людей?!

В сложной обстановке, существующей сегодня в стране, где затмение разума кажется само собой разумеющимся, где люди уже не думают, что на самом деле им нужно, а лишь следуют, как будто с помутненным рассудком, туда, куда им говорят, постановка Александра Морфова по мотивам романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом» кажется как нельзя кстати.

В общей массе людей, готовых подчиняться чужим законам, всегда найдутся те, кто ни за что не будут следовать дурацким правилам, они лучше умрут свободными, чем будут жить какой-то придуманной для них жизнью. А в психушке, куда попадает Макмерфи (Александр Лазарев-мл.), её обитатели именно так и живут. Чистят зубы строго по времени, моются только по приказу, курят только за желтой линией, а обо всех интересных высказываниях пациентов пишут в специально заведенной для этого тетради.

Сам Макмерфи попадает в дурдом из тюрьмы. Нет, он совсем не положительный герой, да и не герой вовсе, к подвигам не стремится, человечество спасать не собирается. Просто живет, как ему велит сердце - свободно, весело, особо не задумываясь о завтрашнем дне. Пусть и за решеткой, пусть и под наблюдением, но зато живёт, а не существует. В дурдоме, где законы диктует сестра Речид (Елена Шанина), Макмерфи не собирается изменять своим жизненным убеждениям и продолжает жить также весело и свободно, более того ещё и сестру Речид собирается перевоспитать. Ему удается не просто скрасить пребывание в этом ужасном заведении всех персонажей, но и  оказать самое прямое влияние на их выздоровление и выход из больницы. Только вот заплатить за торжество своей правды ему приходится слишком большую цену.

Другой пациент - Билли (Сергей Фролов) всё время беспокоится, что же скажет его мама о том или ином поступке. Она всячески препятствовала его отношениям с девушками и убедила его, что никто, кроме неё, беднягу не любит. Эти внушения в больнице поддерживаются сестрой Речид, якобы лечащей Билли.  В результате из него делают ещё  худшего маменькина сынка, готового рассказать обо всех поступках других людей теперь уже сестре Речид. Собственно говоря, послушание и явилось главной его бедой, обернувшейся против не только него самого, но и людей, действительно желавших ему помочь.

Мартини (Иван Агапов) грешит тем, что всегда разговаривает с невидимым никому больше спутником. Велика болезнь - что ж поделать раз человека, кроме выдуманной им половинки, никто больше не понимает, мало что ли среди нас таких? В остальном-то парень не глупее других будет, а в некоторых ситуациях даже и умнее.

Скэнлон (Виллор Кузнецов) - пиротехник со стажем, мечтающий взорвать всех и вся. Как и Макмерфи, он в больнице не просто лечится, но и отбывает тюремный срок. При ближайшем рассмотрении тоже оказывается не таким уж и больным, да и общество здесь не безвинно - довели человека до того, что единственным способом решить проблемы ему видится взорвать всё к чертовой матери. 

Индеец, он же Вождь (Василий Фирсов), долго пытался сказать людям правду, но в один момент понял, что проще замолчать. Смешно, но люди считали его говорящего больным, а молчащего и вовсе в психушку упрятали. Тут его электрошоком и добили, благо не до конца. В нужный момент нет-нет да скажет, причем не в бровь, а в глаз - как гласит народная мудрость.

Главная мигера клиники - сестра Речид - это не просто злая тетенька, которой чего-то в жизни не хватает (хотя и без этого наверняка не обошлось). Это человек, уверенный в том, что исключительно его действия правильны и именно они принесут благо всем людям, находящимся под её опекой. Она не допускает и мысли об изменении установленного режима и естественно заводится не на шутку, когда Макмерфи не просто становится противником её порядка, но и лидером группы больных. Милая и женственная Елена Шанина в роли Речид предстает перед нами такой стервой, что когда руки Макмерфи смыкаются в ярости на её шее, неимоверно хочется ему помочь.

 

Игра актеров в спектакле на редкость блистательна, давно не доводилось видеть такой великолепной актерской компании. Не зря команда «Затмения» получила «Чайку» в номинации «Синхронное плавание» за лучший актерский ансамбль.

 

Высшая оценка актеру - это неузнавание его в роли. В «Затмении» трудно кого-либо узнать вообще. Даже тем, кто хорошо знает актера Александра Лазарева младшего. Его Макмерфи - это весельчак, шутник, игрок по жизни, совсем не похожий ни на одного из имеющихся в арсенале актера типажей. Сергей Фролов представил своего Билли именно душевно больным (хотя правильнее будет сказать раненым) - это не только походка и манера речи больного человека, но и соответствующий блеск глаз, и чувства израненной души, сквозящие в каждом слове.

Впрочем, больную душу своих героев удалось показать всем актерам, что вообще, на мой взгляд, играть очень трудно, а так красиво и естественно вдвойне.     

Самым запоминающимся героем под занавес спектакля становится Вождь. Ему и выпадает участь завершить весь этот сказ под названием «Пролетая над гнездом кукушки» - именно участь, ибо действие это трагично. И если в первом акте спектакля нельзя удержаться от хохота, то во втором - никак не удержаться от слёз, от комка в горле, не отпускающего ещё очень долгое время после спекталя. Выходим мы из театра всё в тот же дурдом, но только теперь совсем в другом «затмении».

Людмила Беширова