Ликвидация: приказано уничтожить



Мафия бессмертна, русская мафия - страшнее всяких напастей. Коза Ностра отдыхает, Якудза в сторонке делает харакири. Если во главе русской бандитской группировки стоит немецкий шпион - пиши пропало. Если все это происходит в солнечной Одессе-матушке - пора снимать на тему сериал. Эдакую остросюжетную мыльную оперу с перестрелками, драками, погонями и коварными злодеями.

Чем, собственно, и занялись режиссер Сергей Урсуляк и Ко, выпустившие в декабре на экраны сериал «Ликвидация». В основу фильма вошел не вымысел, а чистая правда, причем правда послевоенного времени.

Летом 1946 года Сталин снял маршала Жукова с поста Главнокомандующего сухопутными войсками и отправил в ссылку на Украину. Не на заслуженный отдых, а командовать Одесским военным округом. В Одессе экс-Главнокомандующий расслабляться не стал, а сразу взял быка за рога и начал наводить порядок в городе, где постфактум войны - повсеместная преступность. Он провел против бандитов несколько операций, спланированных по всем правилам военного искусства. Причем, меры оказались столь эффективными, что преступность стала сходить на нет. Статистика, которую, как известно, приводить полезно (зритель больше верит), отмечала: в 1946-м году по статье «Бандитизм» разбиралось 40 дел, в 1947-м - 27, а в 1948-м - всего 17.

Не на цифрах, а на деле маршал Жуков в июне 1946-го года дал задание разоблачить и уничтожить бандформирования, после чего сотрудники УГРО провели операцию под названием «Маскарад». Именно она стала инфо-поводом для сценария «Ликвидации».

Действие фильма разворачивается, как известно, в Одессе - там же, где и действие самого популярного советского бандитского сериала «Место встречи изменить нельзя».

Маршал Жуков (Владимир Меньшов) отправляется в ссылку в Одессу, где царит, простите, полный бардак. Безжалостная банда под предводительством немецкого шпиона Академика грабит военные склады. Поймать преступника и спасти город под силу только начальнику угрозыска Давиду Гоцману (Владимир Машков) и маршалу Жукову. Ситуация осложняется еще и тем, что дерзкого преступника никто не знает в лицо...

Дальше начинается борьба, не на жизнь, а на смерть. Борьба-война криминального авторитета и доблестных советских милиционеров. Сначала Одесса представляется осиным гнездом, в котором каждый шаг затягивает в трясину, каждый поворот ведет в бандитское логово. Одесса - это кроличья нора, где творится невесть что и еще менее понятно - что со всем этим делать... Впрочем, не перевелись еще герои на земле русской. Или украинской ... что нам? Жалко, что ли?

Сериал «Ликвидация» повествует нам о нелегких трудоднях настоящих героев и об отпетых негодяях, что подстерегают за каждым углом. Каждая улица в той Одессе образца 1946-го года ведет к морю, а каждая дорога - в притон. Be careful, товарищ милиционер!

Несмотря на тот факт, что «Ликвидация» - это «мыло» со всеми атрибутами (зрителю делают страшно, делают грустно и иногда, сквозь слезы, - смешно), фильм удался на славу. Дело в том, что в творении Урсуляка собрался не слабый актерский ансамбль: чего стоят Машков, Меньшов, Маковеций, Пореченков и Басилашвили! Одного этого было бы достаточно, чтобы вытянуть фильм, однако были и другие «фичи». Например, в сериале использовались песни из репертуара Утесова «У Черного моря», «Ах, Одесса моя», «Одесский порт» и Изабеллы Юрьевой «У меня есть тайна».

Плюс съемки велись в жилых квартирах и подъездах Одессы, не ремонтировавшихся десятилетиями. Именно такая натура бесценна для кинематографистов. Практически везде окна первых этажей зарешечены, а на съемки приходилось постоянно возить ставни, чтобы скрыть эти приметы современности. Газовые трубы, проходящие снаружи, маскировались диким виноградом. В одной из старых одесских квартир группа снимала несколько дней. Возвращаться туда не планировали, но пришлось, а хозяева, как на беду, провели на вырученные за съемки деньги ремонт сделали. Так ценная фактура накрылась медным тазом, или евроремонтом.

Еще любопытная деталь. Российские актеры, принимавшие участие в съемках, брали уроки у местного лингвиста, который ставил им одесский акцент. Чтобы постичь особенности одесского говора, сценарист Алексей Поярков несколько месяцев провел в Одессе. Он специально ездил в общественном транспорте, ходил в музей УГРО и общался с коллекционерами речи. Через месяц с акцентом заговорила вся съемочная группа!

Если же вы не питаете нежных чувств к исторической правде и запутанным историям, над которыми в угрозыске ломали головы годами, просто смотрите «Ликвидацию», особенно не заморачиваясь. В конце концов, сама Одесса - столь колоритный город, что наблюдать за какими-то действиями, происходящими на ее фоне - одно удовольствие.

Анастасия Крайнер