Улицы разбитых фонарей: отражая и передразнивая жестокую реальность...



Писать об этом сериале трудно. Нет, не по причине его исключительной художественной ценности или, наоборот, бездарности - какая уже кому разница? Скорее потому, что фильм этот - носитель определенного ностальгического настроения. Самый долгоиграющий, самый старый, да и, пожалуй, самый первый. Этот фильм с нами - подумать страшно! С 1997 года! Да, за время плавания сериала по эфирам, экранам и телеканалам многое изменилось: и съемочная команда, и актерский состав, и, кажется, название...

Или это актеры перекочевали из одного сериала в другой, но такой же? Зрители давно во всей этих перипетиях благополучно потерялись, но ведь продолжают смотреть!

Большинство серий сняты по детективам Андрея Кивинова. Сюжеты первоисточника просты до примитивности, но для успеха экранизации многоступенчатые парадигмы ни к чему. Главное - чтобы наши победили «ихних». И немножко пострадали в процессе - для драматичности и сродственности. Пьяный и немытый милиционер - он ведь куда ближе народу, чем выпускник юридического вуза, свято чтящий букву закона!

Объединяющая канва детективно-драматического шедевра - жестокие будни оперативников одного из подразделений милиции Санкт-Петербурга, в частности, отдела по расследованию особо тяжких преступлений («убойного отдела»). Множество мрачных убийств расследует команда петербургской милиции - «Казанова» Казанцев (Александр Лыков), Ларин (Алексей Нилов), Дукалис (Сергей Селин), Волков (Михаил Трухин), Соловец (Александр Половцев) - под руководством мудрого и непосредственного полковника Петренко (он же «Мухомор», он же бесподобный Юрий Кузнецов).

Некоторые из них на момент начала съемок были полными профанами в плане актерского искусства. К сожалению, они учились медленно и долго. А мы, зрители, это терпели...

Первые серии «Улиц...» произвели на общественное сознание эффект разорвавшейся бомбы. Еще бы: после советских чекистов с холодными руками и горячими сердцами - головы, периодически одурманенные зеленым змием, руки, трясущиеся от похмелья и злоупотреблений, а о чистоте помыслов или других каких сердечных телодвижений и говорить не стоит! В то же время менты подозрительно честны (в словарном понимании этого термина) и «мзду не берут». Похоже, им тоже за державу обидно.

Помнится, в те времена вполне серьезные и уважаемые люди обсуждали вопрос морально-этического порядка: а имеет ли право господин Дукалис бить лицо подозреваемому, чтобы удостоверится в своих правовых догадках? Если и так всем понятно, что некто N - вор, взломщик, негодяй и отщепенец, работает ли для него Конституция в сложных жизненных ситуациях? Для милиции закон писан или она сама - закон? Как успешно показало будущее, спор о морали закончился как обычно: посидели, покивали и разошлись. А Дукалис лицо всем подряд как бил, так и бьет. И никаких тебе презумпций - чай, не в Европе живем.

Но денег хочется всем. Актеры и продюсеры пошли по обруганному американскому сценарию: отыграв сезоны и собрав бонусы на различных шоу, колесили по стране с плохими песнями под шипящую фонограмму. Через пару лет после первого успеха в качестве гонорара, наверное, уже довольствовались и едой... Это тоже достижение «Ментов» - в самые сжатые сроки превратиться из народных любимцев в жалких бардов.

«Менты» превратили реальность в фарс: сначала актеры стремились быть похожими на настоящих «ментов», а чуть позже - бравая милиция начала равняться на героев любимого сериала. Что вряд ли пошло на пользу и тем, и тем. Ведь так трудно - казаться круче, чем ты есть на самом деле. Даже не так: казаться круче, чем есть кто-либо. И не только на самом деле, а даже в мечтах своих, во снах и в бреду. И в этом вся трагичность ситуации.

С фильмами, как с вином: со временем они становятся или драгоценностью, или уксусом. «Улицы разбитых фонарей» драгоценностью не стали...

Наталия Руденко