Иван Грозный: новое прочтение истории в сериале Андрея Эшпая



Иван IV вошел в историю не только как великий завоеватель и мудрый реформатор, но и как самый жестокий правитель на Руси. Отсюда и получил прозвище - Грозный. В 1944 году на экраны вышла знаменитая картина Сергея Эйзенштейна, повествовавшая о борьбе первого русского царя за объединение российских земель в мощное централизованное государство. Интерес к историческим персонажам у кинематографистов никогда не остывал, а в последние годы только подогревается. 

Так, в новом 16-ти серийном фильме Андрея Эшпая «Иван Грозный» авторы обещают показать жизнь царя с юных лет и до последних дней, причем акцент будет сделан на душевные терзания грозного владыки.

Режиссер фильма Андрей Эшпай («Дети Арбата», «Многоточие») с самого начала выразил желание не снимать в картине «медийные лица», поэтому после многочисленных проб главная роль была

доверена актеру израильского театра «Гешер» Александру Демидову. В остальных ролях заняты: Иван Макаревич, Сергей Аброскин, Зоя Кайдановская, Мария Шашлова, Юрий Котов,
Виктор Запорожский, Дмитрий Мурашов, Иван Жидков, Михаил Филиппов и др.

Корреспондентам журнала «Наш фильм» побывать на съемочной площадке исторической саги. В этот день погода на улице, после длительного потепления, неожиданно выдалась совсем как у Пушкина - «мороз и солнце». Съемка проходила в Крутицком подворье, где сохранились стены Крутицкого монастыря, основанного в XIII веке, и действующая церковь. Снег вперемешку с грязью, мрачные, кирпичные стены, бородатые опричники с топорами и дополняющий картину сам Иван Васильевич на коне, с грозно сдвинутыми бровями, достоверно передают суровую атмосферу смутного времени. Консультирует съемочную группу отец Филипп. Он решает, например, должен ли царь целовать руку митрополиту, когда принимает от него крест.

В громкоговоритель звучит традиционная команда режиссера: «На исходные». Царских стрельцов тут же выставляют на ворота, разжигают заготовленные дрова и начинается репетиция. Снимают сцену, в которой Иван Васильевич, отправляясь на ратный подвиг, просит благословления у митрополита (Михаил Филиппов), обнимает супругу Анастасию (Мария Шашлова) и прощается с подданными. На коня Иван Васильевич садится по-царски: слуга становится на четвереньки, а царь ступает на его спину, как на ступеньку.

Сцена прощания царя с Анастасией получается, хоть и короткой, но очень трогательной. Мария Шашлова в роли первой из семи жен царя - Анастасии Романовны крайне убедительна. «Божественная Анастасия! Я потрясен», - не нарадуется режиссер. После нескольких отснятых дублей и режиссерского одобрения, Александр Демидов предлагает:

«А может, я ее в этой сцене еще и поцелую?». «Поцелуй!» - соглашается режиссер. «Может, я тоже ее поцелую?» - шутливо присоединяется к беседе один из царских стрельцов. И в следующем дубле, как вы уже догадались, Иван Васильевич запечатлевает на губах Анастасии нежный поцелуй.

Общие планы благополучно отсняты, приступают к крупным планам. Операторы фокусируют камеру на коленопреклоненном царе и «разгоняют мотор». «Какая крупность, когда царь садится на колено?» - интересуется режиссер у главного оператора Шандора Беркеши. «Крупная...», - невозмутимо отвечает последний, чем вызывает улыбку режиссера. Да, несмотря на всю серьезность съемочного процесса, смеяться на площадке еще никто не запрещал. Хотя расслабляться Андрей Эшпай себе практически не позволяет, даже во время коротких перерывов на его челе читается непрерывный процесс творческих исканий. Одну и ту же сцену долго и кропотливо снимают с разных точек, режиссер тщательно следит за реакциями актеров. Неожиданно в громкоговоритель слышно его строгое: «Стоп!». Оказывается, кое-кто из зевак притаился за решетчатыми воротами и пытается отщелкать несколько кадров на мыльницу, при этом аккурат попадая в объектив установленной камеры.

 

 

После длительной съемки на морозе, актеры накидывают на плечи теплые куртки и отогреваются горячим чаем. Иван Васильевич добреет на глазах, и уже совсем не грозно разговаривает по мобильному телефону. Режиссер благодарит актеров и священнослужителей и объявляет перерыв на обед, после которого съемки продолжатся.

В российской истории личность Ивана Грозного, пожалуй, одна из самых неоднозначных, по сей день является предметом споров и разногласий у историков. А после премьеры исторической драмы Андрея Эшпая за споры с присущим им энтузиазмом возьмутся уже кинокритики. По сему желаем режиссеру и всей съемочной группе удачных дублей и ни пуха.

 

 

 

Тамара Цацанашвили, фото Ксении Бубенец