Сценаристы и режиссеры к современному зрителю относятся весьма и весьма противоречиво. С одной стороны, они часто считают его не слишком смышленым малым и подсовывают откровенную ерунду. С другой - балуют зрителя, предлагая ему солидный ассортимент различных кино- и ТВ-жанров. На фоне советского дефицита, который проявлялся не только в очередях за колбасой, сегодня в кино есть, на что посмотреть и есть, из чего выбрать. Раньше зрители толпами валили в кинотеатры на Большие премьеры, а дома, не отрываясь, смотрели все телесериалы, которые можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Теперь они, при всем желании, не осилят всё транслируемое по телевидению кино и «мыло».
Зато раньше сериалы прочно входили в семьи, а их герои становились дальними родственниками, заглянувшими на чай да задержавшимися на неопределенный срок. Их по-настоящему преданно любили, им сопереживали. Более того, их до сих пор помнят. Пусть приходят новые герои, входят в моду иные типажи, а родные лица из старых фильмов остаются где-то в памяти и всплывают иногда. Воспоминания о них пронизаны теплом, а отнюдь не ароматом нафталина.
К таких героям можно отнести и славного цыгана Будулая, приключениям которого посвящен шестисерийный фильм «Цыган», вышедший на советские экраны в 1979-м году. Снял кино режиссер Александр Бланк, главные роли сыграли Клара Лучко и Михай Волонтир. Причем актера фильм сделал «звездой» и кумиром поколения. После выхода «Цыгана» зрители стали считать, что многие цыгане также благородны и отважны, как Будулай.
Возможно, кино несколько идеализировало облик кочевого народа. Кроме того, нельзя не заметить в фильме явной пропаганды. Зрителю внушали, что цыгане ничем не отличаются от прочих советских граждан: тот же Будулай прекрасный кузнец, его сын поступает в конце в военное училище. В общем, настроение фильм передавал такое: нечего цыганам кочевать, пора им привыкать к цивилизации. Однако это не сделало кино хуже, просто привнесло общую тональность того времени.
Сюжет ленты изначально похож на зачин индийской мелодрамы. Цыган Будулай теряет на войне жену и ребенка. Жена погибает под гусеницей танка, ребенка подбирает молодая деревенская женщина Клавдия Пухлякова. Она жалеет его и начинает воспитывать вместе со своей родной дочкой как собственного сына. Проходит 17 лет, дети вырастают. Однажды в селе появляется цыган по имени Будулай, одинокий, много на своем веку перевидавший человек.
Вскоре он завоевывает симпатии приемного сына Пухляковой. Цыган завоевывает симпатии не только мальчика, но и самой Клавдии. Сначала женщина опасается, как бы Будулай не нарушил покой их семьи и не навредил парню, однако вскоре она понимает, что цыган - человек хороший. Правда, Пухлякова подозревает, что именно он отец ребенка. Однако если сначала это кажется проблемой, то в конце фильма молодой цыган узнает правду и становится счастливым. Его явная симпатия по отношению к «сестре» теперь не является инцестом, у чувств появляется надежда...
В целом фильм Бланка получился очень добрым, по-советски наивным, зато акцентирующим внимание на общечеловеческих ценностях: любви, дружбе, справедливости... «Цыган» - это не просто кино про обрусевших кочевников, которые сменили странствия на оседлость, лихих коней - на домашний очаг. Это фильм про то, как люди, независимо от национальности, учились жить и выживать, лечить нанесенные войной раны и продолжать верить в лучшее. Это фильм про то, как самый одинокий и несчастный цыган с самыми «золотыми руками» на деревне обрел свое счастье и нашел родного сына без программ вроде «Жди меня». Это фильм про любовь, которая зарождается даже на выжженной войной, неблагодатной почве, про любовь, пускающую корни и излечивающую, помогающую справиться. Со всем. Даже с самым страшным.
«Цыган» - кино про человека, который несмотря ни на что выстоит и пойдет дальше, даже если не осталось ни капли надежды. Кино про человека, который, будь он цыган или русский, до последней капли крови будет бороться за свой дом, где жить и умирать, где отметинами рассеяны могилы предков, за своих родных, за свою честь.
«Цыган» - это даже не совсем кино, это отпечаток эпохи, в которой мы больше не живем, эпохи, куда дороги обратной нет. Мы должны помнить об этой эпохе. Ведь не зная своего прошлого, не построишь будущего.
Анастасия Крайнер