Тени исчезают в полдень: ретроспектива советской жизни



«Тени исчезают в полдень» некогда было культовым фильмом, как нынче модно говорить. Снятое по книге Анатолия Иванова оно оказалось близким практически всем. Всем, кого затронуло раскулачивание ли, война ли, коллективизация ... Сторонних наблюдателей не было. Слишком сильной оказалась в те времена волна истории: она захватила всех и каждого. Кого-то понесла на гребне, кого-то подмяла под себя. С годами события 20-50-х... потеряли ту яркость, острые грани притупились, боль поутихла... и уже современные люди смотрят это кино, снисходительно улыбаясь - какие, мол, у людей проблемы были-то... Однако не получится опустить тот факт, что отражение того, советского мира очень походит на истинное положение дел. Не зря же в 1974 году «прилипли» к телевизорам!

Это конечно не «Война и мир», но сходство по размеру охвата в чем-то определенно есть. Слой мира на примере сибирской деревни Зеленый дол дан очень ярко и точно. Подобная ситуация была характерна для всего Союза. Быть может, несколько преувеличены беды, рухнувшие на головы жителей маленького селения, но спустя столько лет кто станет придираться?

Собственно, в «Тенях» есть все: любовь, предательство, коллективизация и блуждающие огоньки остатков белого движения, Великая Отечественная война, сострадание и безжалостность. В них есть настоящая жизнь, прошедшая сквозь призму сознания людей того времени. И реакция современников была совершенно однозначной. Однако с течением времени стало довольно сложно сопоставлять влияние, которое этот многосерийный фильм оказал на советских людей в 1974 году и на современных жителей России. Если в те времена все реалии были людям очень близки, то для сегодняшних россиян многое представляется наивным, смешным, непонятным...

Даже в сравнении с книгой чувствуется некоторый диссонанс. В фильме довольно сильно «порезан» момент принудительной коллективизации, жестоких репрессий и всех ужасов послереволюционного обустройства быта крестьян. Кулаки раскулачивались, колхозники «околхозивались». Время было далеко не райское, и страсти там гремели столь сильные, что даже удивительно как можно было выкинуть такой пласт советской жизни. А впрочем, чего же удивительного? Поменялось время, поменялись трактовки прошлого. И из 21 века все эти непростые перипетии представляются совсем уж своеобразными.

Быть может, сделано это было в угоду созданию положительного образа героя Петра Вельяминова - Захара Большакова. Все-таки в книге он как председатель колхоза не кажется столь «белым и пушистым». Однако положительный момент в этом есть. И весьма жизненный. Для самого актера, некогда незаконно репрессированного, эта роль стала пропуском в утерянный некогда мир кинематографа и билетом до станции «всенародная любовь».

Впрочем, в «Тенях» немало образов, достойных восхищения. И не только положительных. Отрицательные герои вызывают восхищение: Морозовы, Юргин, Меньшиковы... В оригинальном тексте А.Иванова присутствует все-таки некий монохром: если персонажи «редиски», то уж и садисты в нагрузку и вообще крайне неприятные типы, не вызывающие ничего кроме приступов необоснованной агрессии у читателя. Впрочем, вся литература советского периода грешила подобной поляризацией. Тем поразительнее метаморфоза их в киноверсии «Теней». Морозовы уже не этакие злыдни, а живые люди с четкими целями, которые может понять (не принять, но осознать) любой человек.

..Эти 7 серий, на протяжении которых поколение сменяет поколение, старые стереотипы отмирают, уступая место новым реалиям измененного мира, несомненно, всколыхнули сознание людей. Продолжают они это делать и теперь. Все ведущие каналы периодически показывают «Тени исчезают в полдень». На радость ярым поклонникам и в назидание еще не ставшим таковыми.

Конечно, время это безвозвратно ушло. Много становится непонятным нынешней молодежи, иные не могут и до конца-то досмотреть детище Валерия Ускова и Владимира Краснопольского. Но от этого вечные истины не становятся менее значимыми, а пороки не приобретают привлекательности. Вневременной контекст «Теней» все равно не изменится, какими бы альтернативными прочтениями он ни расшатывался. И хорошее кино так и останется хорошим. No comments.

Влада Гриневски