Щит и меч – шпионские страсти на советских экранах



«C чего начинается Родина?...» Когда-то, услышав этот мотив, вся страна впадала в особое экстатическое состояние. Состояние это было замешано на гордости, радости и кровавых слезах, которыми платили за ту, такую далекую от нас Победу. Сегодня старенький шлягер Марка Бернеса звучит как-то чересчур патетично, хиты его современников «The Beatles» оказались куда более долгоиграющими. Каждому поколению - свое.

Конечно, Битлов с их вкладом в историю рок-музыки никто не отменял. Как и шедевры отечественного кино, и наивные, простенькие саундтреки к ним. Так странно и очень обидно все вышло. Сорок лет назад страна с придыханием следила за опасными приключениями советских разведчиков в тылу врага, а сейчас словно амнезию подхватила. Поставила любимые черно-белые фильмы на пыльную полку. И достает иногда, поближе к Девятому мая. И совершенно напрасно.

Киноману лень лезть за монохромными лентами на антресоли. Он забывает, что именно там зачастую обитает все самое интересное. На моих антресолях обнаружился фильм «Щит и меч», который, после «Семнадцати мгновений весны» в рейтинге зрительской любви - на втором месте. Творение Владимира Басова - не просто один из многих фильмов «про войну». Это редкий в истории кинематографа случай солидарности массовой аудитории и критиков. «Щит и меч», когда он вышел в далеком 1968-м, полюбили все. И теоретики, которые разбирались в кино, и зрители-практики, которые разбирались в войне. Перед режиссером, бывшим фронтовиком, и молодыми да талантливыми актерами стояла задача не из легких. Им нужно было не просто рассказать о буднях советских разведчиков и немецких шпионов, а убедить в достоверности происходящего миллионы людей «по ту сторону голубого экрана». Для многих из них жизнь Александра Белого была не просто историей, а вполне реальным флешбеком во всамделишный фашистский ад...

«Щит и меч» сняли в рекордные сроки: четыре серии - за два года. Басов сначала планировал уложиться в год, но много времени ушло на формальности: переезды, оформление документов... Залп из четырех серий вызвал в обществе настоящую истерию. На премьерные показы попасть было невозможно, перед кассами шла маленькая война. Люди высиживали по две серии подряд, а потом бежали еще на две. Уже за первые дни проката фильм собрал 134,5 миллиона зрителей. Отважный Джек Воробей и сложный подросток Гарри Поттер отдыхают...

Главного героя фильма зовут Йоган Вайс, он работает шофером в Абвере и быстро дослуживается до обер-лейтенанта в СС. Это де юре. Де факто - фашист-карьерист оказывается советским разведчиком, многие годы балансирующем на грани разоблачения и нервного срыва. Вайс-Белов ухаживает за немецкой фройлен Ангеликой, дружит с истинным арийцем Генрихом и в то же время обеспечивает СССР качественной, совершенно секретной информацией. В течение фильма Белов успевает завербовать одного впечатлительного фашиста, получить тяжелые ранения при освобождении узников концлагеря и потерять память. Впрочем, раскрывать все секреты ленты не стану, вдруг вы недавно вернулись с Луны и еще не успели ее посмотреть...

Кстати, лупу можете выбросить. И перестаньте уже искать разнокалиберные ляпы и исторические неточности. Некоторые моменты достоверны до того, что по ним  вполне можно изучать отечественную историю. Например, случай с радиоустановкой, которую расстреляли немцы. Да, русский солдат действительно слово в слово предупредил Сталина о нападении 22 июня. Да, этот месседж, который стоил ему жизни, проигнорировали.

До Басова режиссеры зачастую слишком яркими, грубыми мазками наносили на кинополотно образ Врага - глупого, подлого, не по-людски отвратительного. В картине «Щит и меч» противник силен и изворотлив, вышколен и грамотен, холоден, как оружие. Образ героя не приукрашен: это ни богатырь, ни советский Терминатор, ни тем паче Джеймс Бонд рязанского розлива. Александр Белый - типичный русский разведчик. В нем чуть усилены характерные для русских солдат качества: отвага, сообразительность, готовность идти до конца и там, в конце, не сдаваться. Ни за что.

«Щит и меч» не только привнес в отечественный кинематограф типаж шпиона-интеллектуала, шпиона-психолога, он познакомил зрителей с отрядом молодых «звезд» - Янковским, Демидовой, Смирнитским, Любшиным. Фильм не обманул, режиссер ничего не приукрасил, не насочинял. Многомиллионная аудитория на одном дыхании изрекла: «Верю!»

Анастасия Крайнер