Когда на экраны вышел фильм «Гардемарины, вперед!», не один критик ломал голову над секретом его феноменального, обвального успеха. Профессионалы в один голос говорили свое веское «фи!», а зрители смотрели, смотрели, смотрели... Русские мушкетеры, морские офицеры, а на деле - секретные агенты, не меньше.
Их жизнь и служба проходят под девизом «Была бы честь!», звуковой ряд настраивает зрителя на не менее торжественный лад, да и само название фильма вызывает бурю скепсиса. Наивно, неправдоподобно, приторно или, как заметил исполнитель роли Оленева Владимир Шевельков, «мерзче фильма у меня не было».
«Гардемарины» для меня - это просто актерский провал, - заметил Шевельков. Это мой первый объективный актерский провал. Но, судя по тому, что там, в принципе, все играют плохо - для профессионалов эта картина очень плохая, а фильм пользуется таким ненормальным успехом, то это, в общем, как бы и общенациональный провал».
Противоположное и чрезвычайно загадочное мнение высказал Жигунов: «Я потом смотрел фильм - нет, с подобной отдачей больше никогда не работал. И еще точное попадание в артистов. Бывает такое, к счастью. Вот тогда что-то происходит... Там все-таки есть загадка какая-то. Что-то произошло...».
Однако секрет успеха так и остался секретом. Четыре года спустя Светлана Дружинина поставила продолжение фильма - «Виват, Гардемарины!». Но сочное название не прибавило динамики самой картине, и возмужавшие герои катастрофически неубедительно играли в войну.
Авторы не разобрались, что принесло успех первой картине, что необходимо было сохранить, а что - оставить. Концепцию сломали, весь фундамент уничтожили, а сверху поставили на потеху всем ветрам карточный домик. «Провал», - подытожили критики.
Дружинина не сошлась с актерами, которым ее работа принесла славу и которые принесли славу ей. Казалось бы, взаимовыгодное сотрудничество, чрезвычайно удачный проект, полная реализация задумки автора... Но режиссер оказался неудовлетворен профессионализмом подопечных, и в продолжение фильма - «Виват, гардемарины!» главной героиней стала Кристина Орбакайте, Владимир Шевельков был снят со съемок, а сами гардемарины служили чем-то вроде декораций.
Свое дело сыграло и пренебрежительное отношение Дружининой к актерам - и позже, в интервью, она не упустит случая назвать Шевелькова «посредственным актером», Жигунова - «зазвездившимся», «неприличным человеком». Собственно, в третьей части из проекта ушел и Жигунов, и фильм окончательно рассыпался на множество кадров, эпизодов и малоинтересных сюжетных линий. Никакой целостности, никакого ансамбля, никакого успеха.
На самом деле секрета-то никакого и не было. Это в начале девяностых авторы стреляли наугад и попали точно в цель. Нам-то, избалованным зрителям нового века понятно, что успех любой кинематографической картины зависит от актерского ансамбля, а еще точнее - от главных действующих лиц. Образов. А сюжет... Сюжет всегда можно будет оправдать бессмертной истиной «все гениальное просто».
Романтичный Харатьян, пылкий и драчливый Жигунов, сентиментальный Шевельков. Система образов для любовно-приключенческого повествования идеальна, плюс - продуманная внешность. Тут вам и блондин, и шатен, и брюнет. Именно этот принцип со временем начнет действовать и на кастингах мыльных опер, и при наборе певцов для бой-бэндов.
К тому же «гардемарины» показали себя настоящими мужчинами - и шпагой владеют в совершенстве, и чужие тайны хранят, и влюбляются безнадежно, и при желании Империю спасти могут. Немногие из девушек остались равнодушны при виде скачущего на коне Саши Белова, в развевающемся по ветру плаще и с горящим взором. Одно только это легкое, мимолетное очарование, завоевавшее всю страну сделало фильм «Гардемарины, вперед!» достойным своего времени и вполне подходящим для ностальгических вечеров у телеэкрана.