Когда-то он стал первым экранным Фандориным, а сегодня мечтает сыграть Петра I. Ведь, Петербург он знает, как свои пять пальцев, и считает его своей второй родиной. Актера Илью Носкова, мы встретили на съемочной площадке нового исторического сериала «Одна ночь любви», где он играет Александра II. Общительный, улыбчивый Илья моментально подкупает своей искренностью и обаянием. В перерыве между съемкой актер рассказал нам, что уволился из Александрийского театра, открыт творческим предложениям, и что в одном спектакле он успел сыграть уже три роли.
Илья, я знаю, что вы готовились к роли основательно и даже изучили биографию цесаревича.
Я прочел на сегодняшний день две книги: Ростислава Николаева - это американский профессор и книгу Эдварда Радзинского. Сейчас еще буду читать Татищева.
Насколько достоверно, как вы считаете, вам удается передать исторический персонаж?
Просто я пытаюсь быть Человеком. Мне кажется, что Александр был в первую очередь Человеком, и это ему очень мешало. Прежде всего, он был внимателен к людям, вникал и включался во все проблемы. И может быть, такое включение во все ситуации, которые ему жизнь преподносила, это и было его слабостью. Как пишут многие авторы, Александр II и Николай II были мягкими, и чем это все закончилось? Смертью обоих. А как мне удается это передать,...я не знаю. Я пытаюсь переварить весь тот материал, который читаю.
Если говорить об особах царской крови, то среди ваших работ в Александринке была роль царевича Федора в «Борисе Годунове». Помогает вам этот опыт?
Ну, это было так давно, я тогда был начинающий актер. Это просто огромная ответственность. Для меня, например, достаточно, как для актера, что этот человек восемь лет командовал парадом, был на правом фланге, где участвовало семьдесят тысяч человек. Сначала никто не понял, что это за низкорослый офицер такой, а это был царевич Александр. Он с детства был прекрасным наездником, был сдержанный, внимательный, чуткий, человечный. Плюс у него еще было очень хорошее образование, он знал четыре языка. И я, конечно, пытаюсь все это как-то пропускать через себя.
Как вы думаете, в современном мире понятия «честь» и «достоинство» отходят на второй план?
Времена меняются. Просто сейчас время крикунов, и все пустое кричит о себе. А настоящее оно есть, просто об этом не кричится. И это не значит, что честь и достоинство отходят на второй план. Есть люди, которые и сегодня готовы отдать свою жизнь за друзей и, попадая в какие-то ситуации, не задумываясь, совершают поступки, о которых потом говорят - это героический поступок. Человек делает это, потому что он не может поступать по-другому. Гены все равно передаются, все это есть и остается в крови.
Хотели бы жить в XIX веке? Что для вас это время?
Жить тогда? Не знаю...сложное время. Дворян же было максимум пять процентов, все остальные это были крепостные. Александр II освободил двадцать семь миллионов крепостных людей. Конечно, все это красиво, военные, парады... Может, вот военным хотел бы быть. Были нормальные люди, но, может быть, скажу грубо, было и очень много зажравшихся. Все это чиновничество, иерархия...
То есть вы довольны тем, что живете в сегодняшнее время?
Да, а благодаря актерской профессии удается заглянуть и в другое время.
Вам удается безболезненно совмещать театр и кино?
А я уже не работаю в театре, я уволился. Я десять лет проработал в Александринке, и наверно, мне не удалось совмещать. Просто в театре происходят перемены, и если человеку что-то не нравится приходиться либо терпеть, либо уходить. Я ушел. Потом мне предлагали работу, что-то обещали, но этого не произошло, и я не мог больше сидеть и ждать.
Сказались и частые переезды?
Ну, это часть актерской профессии. Я, например, люблю поезда, и в них либо читаю, либо отсыпаюсь.
Если предложат переехать в Москву, согласитесь? Что должно быть важным аргументом?
Наверно, интересная театральная работа. Конечно, мне бы хотелось попробовать что-то новое. Но пока предложений переехать не поступало. Да никто еще не знает, что я уволился из театра, так как это произошло совсем недавно. Я нигде особо об это не говорил, просто ушел и ушел.
Для вас есть какие-то особые границы между театром и кино?
Это разные вещи. Театр - это сиюминутно. Ты можешь сделать ошибку, сегодня сыграть дурно, а завтра гениально. Понятно, что хороший актер пытается свои личные проблемы оставить за пределами театра, но иногда бывает тяжело - это и болезни, и внешние обстоятельства. В театре ты себя разминаешь, разрабатываешь, ищешь, лепишь себя как пластилин. А кино - это фиксированный продукт. Надо выдавливать из себя, как из тюбика. Понять, что хочет режиссер, прочитав, конечно, заранее сценарий, и выдать. Хорошо, если это разбирается, продумывается, репетируется.
Товарищество «Носковы и компания» родилось, потому хотелось создать что-то свое или не хватало творческой реализации?
Безусловно, когда не хватает работы в театре, хочется расти, хочется что-то делать самому. А товариществу нашему уже пять лет. Мы уже давно играем «Путешествие» и недавно выпустили «Игры любви».
В антрепризе участвуете?
Я играю в Москве в спектакле «Фамильная честь Вустеров». Есть еще такой знаменитый английский сериал «Дживс и Вустер, который шел на телеканале Культура. Так получилось, что я ввелся год назад, и на данный момент сыграл там три роли. Сначала Дживса - камердинера, потом сыграл Гасси - друга, и 26 декабря я сыграл Берти Вустера - главную роль.
В одном спектакле?
Да, я начал с Дживса, потом Александр Носик застрял в поезде, меня срочно ввели, и я сыграл Гасси. Потом по какой-то причине актер, играющий роль Берти, не смог участвовать, и опять ввелся я.
Можно продолжать дальше, там же еще есть мужские роли...
Есть, есть еще и женские роли (смеется). Девушки наши шутят, что мне осталось еще их роли освоить.
В каком театре вас сегодня можно увидеть?
Мы играем в Вахтанговском театре, в театре Эстрады и в театре Киноактера.
Я читала ваши интервью, и вы неоднократно упоминаете героев Чацкого и Лопахина. Для вас это «те самые» важные роли, которые вы хотите сыграть?
Да, безусловно, это яркие роли. Я еще частенько говорю о Петре I. Хотелось бы сыграть его двадцатисемилетним. Первые его года два, три, когда он строил город. Потому что в это время принимались грандиозные решения. Заканчивалась война, и первые полгода или год еще Меньшиков строил город. А Петр воевал. Он вернулся и активно включился в этот процесс. Вот это мне было бы очень интересно.
Вы не раз признавались в любви к Петербургу, это ваш город?
Это Мой город!
А где вы Новый год отмечали?
В Петербурге. Дома с семьей.
Желание под бой курантов загадывали?
Желания, они на самом деле простые и при этом противоречащие друг другу - это побольше быть с семьей и побольше интересной, творческой работы. Ну и конечно, как любому простому человеку, хочется, если работаешь, чтобы это вознаграждалось.
Вы довольны своей жизнью?
Скажу так - мне нравится течение моей жизни.
Интервью Тамары Цацанашвили, фото: АМЕДИА/Е. Сидякина