Одноэтажная Америка – по следам Ильфа и Петрова



 

Не секрет, что в настоящее время отношение большей части российского населения к Соединённым Штатам и американцам далеко от того идеализированного любопытства, с которым мы взирали на заокеанских обитателей 15-20 лет назад. Сейчас в нашем взгляде на Америку куда меньше восхищения и куда больше недоверия и неприязни.

Известный тележурналист Владимир Познер полагает, что такое отношение к Америке и американцам в нашей стране в первую очередь обусловлено элементарным незнанием государства-«соперника» и его граждан. Представление об американцах у основной массы российского населения сформировано средствами массовой информации, низкокачественными американскими фильмами и, наконец, слухами. И именно для того, чтобы россияне смогли взглянуть на Америку со знанием предмета, и была произведена попытка сделать своеобразный римейк книги Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка» 1935 года. Документальный сериал с таким же названием обогащает эфир Первого канала вечером каждого понедельника начиная с февраля и до мая, пока не закончится последняя, шестнадцатая серия.

Как известно, у Владимира Познера есть личные причины тепло относиться к США - он в детстве провёл несколько лет в Нью-Йорке, а потом и работал в Америке. И это правильно, что знакомить с незнакомой страной (а ведь Америка для нас очень незнакомая страна) взялся человек, знающий её и хорошо к ней относящийся, при этом не закрывающий глаза на её недостатки.

Собственно говоря, что представляет собой этот сериал? Съёмочная группа отправляется в автопутешествие по Соединённым Штатам, взяв за основу маршрут поездки Ильфа и Петрова. Сам жанр документального путешествия очень коварен. С одной стороны, это почти беспроигрышный вариант - каждый день новые пейзажи, встречи с новыми людьми, определённая новизна ощущений, другие события в других обстоятельствах. С другой стороны, очень многое зависит от личности ведущего или как в нашем случае, ведущих.

 

В этом отношении создателям телевизионной «Одноэтажной Америке» крупно повезло, в проекте образовалась очень удачная пара: Владимир Познер и Иван Ургант. Как признаётся сам Познер, первоначально на роль его соведущего предполагалось пригласить либо Леонида Парфёнова, либо Николая Фоменко. Но оба оказались слишком занятыми людьми и отрываться от дел на 2 месяца не смогли. Тогда-то и возникла кандидатура Урганта.

И это большой плюс для проекта - Ургант сейчас один из самых популярных телеведущих российского ТВ (если не самый популярный). Он ближе к молодому поколению, чем Парфёнов и Фоменко, что явно расширяет и омолаживает аудиторию «Одноэтажной Америки». Наконец, он сам ещё не слишком «взрослый» человек, вследствие чего получился самый привлекательный формат цикла - опытный, умудрённый годами Познер показывает Америку молодому и готовому к восприятию Урганту. То есть на самом деле Америка показывается нам, зрителям, но с помощью этакого фильтра в лице Ивана делается это ненавязчиво, без излишнего «учительства», чем фильм и привлекает. Ну, и от интеллигентного, со знаком качества юмора Урганта тоже никуда не денешься.

 

Работа ведущих в подобных проектах сродни роли актёров в художественных фильмах. Огромное значение играют режиссёр, оператор, монтажёр, композитор и даже гримёр и декоратор, однако главное внимание зрителя обращено на актёров, они главные действующие лица, они смысл фильма. То же относится и к ведущим «Одноэтажной Америки» - да, они показывают то, что видят, они общаются с американцами, которые рассказывают о своей жизни, своих радостях и проблемах. Но мы смотрим на американцев глазами ведущих, ведущие решают, что показать и под каким углом зрения.

Тут к Познеру и Урганту совершенно никаких претензий - фильм не ограничивается банальным «что вижу, о том и пою», делаются попытки затронуть те проблемы американского общества, которые не лежат на поверхности, которые трудно заметить, просто проезжая в машине через многочисленные города и городки. Например, весьма животрепещущей была тема судьбы коренных американских индейцев в современной Америке. Одним словом, очень грамотно выстроен баланс между повествованием, развлечением и попыткой хотя бы первичного анализа полученной информации.

Позади уже примерно половина путешествия по США, но впереди ещё самое интересное - Лас-Вегас, Лос-Анджелес, возвращение в Нью-Йорк через Юг страны. Так что скучать зрителям вряд ли придётся. Одно настораживает - не слишком прайм-таймное время показа «Одноэтажной Америки», всё как-то ближе к полуночи. Помнится, первая серия была показана в 10 вечера. Судя по откликам на интернет-форумах, рейтинги у проекта должны быть неплохими. Поэтому задвигание фильма за всякие мыльные оперы и «шедевры» в духе НТВ-шной программы «Максимум» не оставляет выбора: хочешь посмотреть качественный телепродукт, пожертвуй часиком-другим сна.

Александр Бабицкий