Несмотря на то что Леонид Парфенов уже более двух лет практически не появляется на телевидении, его не забывают. И более того - по нему отчаянно скучают. Недаром даже провинциальные коллеги-тележурналисты стараются в своих репортажах, так или иначе «косить под Парфенова». Видимо, так соблазнителен созданный Леонидом стиль - емкий, динамичный и универсальный.
Леонид Геннадьевич Парфенов родился 26 января 1960 года в Череповце, в семье «рабочей интеллигенции». Славный город Череповец, кроме Парфенова, подарил миру, по крайней мере, еще одну известную личность - поэта-музыканта Александра Башлачева.
Оба молодых человека принадлежали к «поколению дворников и сторожей», на котором навсегда оставит свой отпечаток такое уникальное явление, как русская рок-музыка. Когда Парфенов заканчивал в Питере факультет журналистики ЛГУ, уже были негласно знамениты на всю страну БГ и Сергей Курехин, и только-только начинал петь свои песни юный Виктор Цой. С Башлачевым же пути Парфенова пересеклись в череповецкой газете «Вологодский комсомолец», где в начале 80-х оба служили скромными репортерами. В 1985 году у «Комсомольца» начались проблемы. Башлачев уехал в Питер, где обрел свою рок-н-ролльную славу и трагическую смерть спустя три года.
Леониду же пришлось переквалифицироваться в телевизионщики, хотя до сих пор он все-таки мнил себя человеком пишущим. На телевидении 25-летний журналист уже тогда стремился делать актуальные материалы, хотя это наверняка было непросто. В частности, провел телеинтервью с опальным музыкальным критиком Артемием Троицким, а в 1986 году принял участие в организации рок-фестиваля в Череповце. Рок-музыка тогда была как воздух нужна зрителям, и музыканты сами страстно жаждали, наконец, выйти из подполья. Молодая журналистика, хорошо чувствующая время, сыграла в этом воссоединении далеко не последнюю роль.
Начало московского периода Леонида Парфенова ознаменовалось 1986 годом. Тогда он, уже имеющий за плечами некоторый опыт, начал работать в молодежной редакции ЦТ, попадая в кадр, как он сам вспоминал, «то ухом, то краем плеча». Сняв с Андреем Разбашем документальный фильм «Дети ХХ съезда» о романтическом поколении шестидесятников, еще через год он пришел на абсолютно перестроечное по духу «АТВ».
Главной фишкой «нового телевидения» было не только огромное количество интересных тем из дня сегодняшнего и вчерашнего, но и язык - живой, предельно разговорный, лишенный пафоса и менторства, наполненный мягким юмором молодых ведущих. Эта обаятельная демократичность «человека из телевизора» и сделала «Взгляд» и «АТВ» самыми авторитетными СМИ доживающего свои последние годы советского государства.
В 1991 году Леонид выпустил на «ATB» первую версию «Намедни» - еженедельный выпуск «неполитических новостей». Передача прижилась и просуществовала более 10 лет, перекочевав на канал НТВ, видоизменяясь, по разным причинам закрываясь и открываясь вновь. В 90-х она выглядела как своеобразная энциклопедия советской эпохи «Намедни: 1961-1991.Наша эра». Впоследствии сам Парфенов назовет этот цикл «инфоблокбастером». Действительно, развлекательная содержательность «Намедни» принесла Леониду популярность, хотя понравилась далеко не всем и не сразу.
Факты казались сваленными в одну кучу: скажем, разбирая «олимпийский» 1980 год, затрагивались такие эпохальные события, как смерть Высоцкого, ссылка Сахарова, и тут же - мода советских граждан на дубленки и увлечение прибалтийской эстрадой. Но картина, мозаично составленная из таких разнокалиберных «примет времени», - получалась! Главное, что все это было умно, иронично, тактично и с хорошим вкусом подано. Кроме того, на зрителей уже магнетически действовал личный шарм Леонида, его узнаваемая манера речи, его интеллигентское ёрничанье. Экспериментальная затея удалась, и со временем только углублялась и взрослела.
В 1997 году Леонид стал солидным членом совета директоров НТВ и генпродюсером канала. Впрочем, к чинам Парфенов никогда не испытывал особого пиетета. Он всячески избегал интриг и вообще любых страстей чиновничьего мира. По этой же причине в 2001 году у него хватило мужества выйти из команды Евгения Киселева, руководителя телекомпании, несмотря на долголетнюю дружбу и сотрудничество. «Я не управленец, это не моя карьера, - не раз говорил Парфенов. - Я журналист. Я предлагаю продукт, за качество которого отвечаю, и могу расписаться на каждом из своих проектов». А проектов с легкой руки Леонида вышло немало: знаменитые документальные телефильмы - «17 мгновений весны. 25 лет спустя» и «Место встречи. 20 лет спустя», «Жизнь Солженицына», «Живой Пушкин», «Российская империя» и др. Снял он и фильм, посвященный товарищу юности и легенде рока Александру Башлачеву.
А в июне 2004 года общественность была шокирована новостью: Леонида уволили из телекомпании НТВ, «Намедни» в одночасье закрыли. Как оказалось, Парфенов выпустил в эфир запрещенный руководством сюжет и интервью с вдовой убитого чеченского лидера Зелимхана Яндарбиева. Многие коллеги-телевизионщики укоряли его потом в нарушении «корпоративной этики». Однако сам Леонид позже признался, что достижение программой «Намедни» того уровня, после которого она была закрыта, стало для него главным событием года.
Трагикомично, но почти одновременно с увольнением опальный безработный был выдвинут на соискание Лейпцигской премии СМИ за 2004 год.
С 2005 года Парфенов стал редактором журнала «Русский Newsweek», а на ТВ прошли несколько его фильмов. Надежда на то, что он вернется на телеэкраны в прежнем качестве, как говорится, умирает последней, хотя сам Леонид считает, что «в нашей стране все непредсказуемо». И все же его место в медиапространстве пустует. Не потому что профессионалов мало, а потому что, как оказалось, он такой один. Журналист, который вызывает доверие, и художник, чья работа всегда интересна.