Петр Тодоровский – гений вне эпох



При упоминании имени режиссера Петра Ефимовича Тодоровского в памяти сразу всплывают названия его лучших фильмов: «Военно-полевой роман», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Интердевочка»... А еще - образ самого режиссера, улыбчивого и непременно энергичного, несмотря на годы, несмотря на военную молодость, несмотря на правду жизни, которую этот человек никогда не боялся.

В самый разгар войны, летом 1943 года, Петр Тодоровский попал на фронт. Одним из сильнейших фронтовых впечатлений стала работа военных операторов. Тогда будущий режиссер загадал, что если останется жив, обязательно посвятит себя этой профессии. Спустя шесть лет он поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Б. Волчека. Мечта осуществилась, но студенческая жизнь в те времена была ненамного легче жизни всей страны. «После войны и пяти лет службы в армии в затерянном среди лесов гарнизоне под Костромой учеба давалась трудно, - вспоминал впоследствии режиссер. - Я не получал стипендию, потому и дрова приходилось разгружать на станции, и подрабатывать в фотостудии».

После окончания института Тодоровский около 10 лет работал оператором на Одесской киностудии. Именно там его настиг первый успех -   фильмы «Весна на Заречной улице», «Два Федора», получившая премию за работу оператора «Жажда». В фильме «Никогда» Петр Ефимович выступил и в роли сорежиссера, совместно с В. Дьяченко. Там же, в Одессе Тодоровский познакомился со своей будущей женой Мирой Григорьевной.

Петр Тодоровский становится постановщиком, композитором и сценаристом собственных картин. Его жизнь была богата на события, ему было о чем рассказать. Вот только он не имел никакого режиссерского опыта, все приходилось познавать самостоятельно. Разумеется, начинать нужно было с самой актуальной для страны и самой прочувствованной самим режиссером темы - темы войны, с момента окончания которой не прошло и десяти лет. Его режиссерский дебют, фильм «Верность» стал своеобразным посвящением всему поколению современников Тодоровского, реквиемом по тем, кто не вернулся.

Далее последовали картины «Фокусник», «Городской романс», «Своя земля», «Последняя жертва»... Одним из самых известных стал фильм «Любимая женщина механика Гаврилова». Большинство фильмов основаны на наблюдениях самого режиссера, в основе некоторых лежат факты его биографии. Так, к примеру, сюжет фильма «Любимая женщина механика Гаврилова» родился тогда, когда Тодоровский случайно увидел у дверей ЗАГСа переминающуюся с ноги на ногу невесту - она явно ждала запаздывающего жениха. В основу фильма «По главной улице с оркестром» легла история из его собственной жизни. Во время войны командир полка, видя увлечение лейтенанта Тодоровского музыкой, написал письмо директору Московской консерватории с просьбой принять его на композиторский факультет. Его ничуть не смутило то, что Петр Ефимович даже в музыкальную школу не ходил. Символичным стало то, что музыку к фильму написал сам режиссер. Позднее он не раз будет выступать в роли композитора в своих фильмах и фильмах других режиссеров.

Восьмидесятые и девяностые годы были не менее плодотворны. Тогда, когда многие его ровесники ушли из кино, Тодоровский продолжал успешно работать. Он не остался вечным «советским режиссером», его гений не ушел с эпохой. Вышедший на экраны в 1983 году его фильм «Военно-полевой роман» вошел в номинацию лучших зарубежных фильмов, представленных на премию «Оскар». Он же на Международном кинофестивале в Испании получил приз за лучший сценарий, который также был написан Тодоровским. Одна из последних работ,  картина «Ретро втроем» объехала всю Европу - она была представлена на международных кинофестивалях в Берлине, Лондоне, Монреале, Карловых Варах, Белграде, Будапеште и многих других городах.

Особняком стоит картина «Интердевочка». Аналогов этой работе в списке картин режиссера нет. «Я подумал: а почему бы не взяться за совершенно новый для меня материал? - поясняет режиссер. - Раньше я снимал в основном легкие лирические истории. Может, попробовать более жесткую, современную тему? И я дал согласие.

Правда, об Интердевочке на Мосфильме даже слышать не хотели, но, когда увидели мое имя, поняли, что я не буду снимать клубничку и строить на этом весь сюжет. И не ошиблись. Я решил, что буду снимать фильм о молодой женщине, которая хороша собой, но не может реализовать себя в этой стране».

Награды Петра Тодоровского перечислять бессмысленно - этого материала хватит на  отдельную статью. Но самые важные не упомянуть нельзя. В 1996 году Петр Тодоровский за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра» был удостоен Государственной премии России и награжден орденом За заслуги перед Отечеством» IV степени. Спустя четыре года в его коллекции появился и орден III степени, вместе со Специальным призом Президента за выдающийся вклад в развитие российского кино.

 

 

Дарья Печорина