Мы встретились с Александром Замятиным («Афромосквич», «Туристы», «Бешеные деньги») в офисе компании «Star media Russia», где он работает над монтажом своей новой картины «Zolushka.ru». О фильме и о том, почему ему нравится снимать комедии, режиссер рассказал в интервью нашему изданию.
Расскажите о предыстории фильма, чем вас привлек сценарий?
Сценарий Натальи Марфиной меня привлек чистотой и честностью. Это простая и вечная история, рассказанная очень искренне. История про Золушку, чье имя мы и вынесли в название. Становится сразу понятно - о чем, о ком и как дальше будут развиваться события. Я посчитал, что мне будет интересно сделать из этой истории что-то своё. Грубо говоря, есть полено, из которого можно вырезать некую статуэтку, вот так и сценарий - заготовка для фильма. Можно сделать что-то мелодраматичное и слезоточивое, а можно легкое и ироничное.
Какая в итоге история получилась у вас?
Лирическая комедия.
Почему «Zolushka.ru»? Сюжет как-то связан с Интернетом или это дань моде?
С одной стороны, это модное современное название, с другой - история немного связана с Интернетом. Всё начинается с того, что главная героиня заходит на сайт знакомств, попадает к аферистам и едет в Москву.
Фильм ориентирован больше на молодежь?
Мы не снимали с расчетом на определенную возрастную группу. Он будет интересен разным поколениям. Вот, например, героиня «Красотки» - это та же Золушка. Мы эту картину смотрим на протяжении многих лет, в разном возрасте, и она нам продолжает нравиться. Так и наш фильм - он для всех.
Каков основной посыл картины? Нужно верить в чудеса?
Я не задавался целью сделать фильм с таким посылом. Главной темой была любовь. Она находит всех независимо от того, олигарх ты или простой официант в пиццерии. Чудеса это или нет - каждому решать в зависимости от своих взглядов, веры и прочего.
Классическая «Золушка» - всё-таки сказка. А у вас?
Фильм честный, там много правдоподобного. И в жизни чудес хватает. Бывает, что-то случается, и мы говорим: «прямо как в кино». Так почему в кино не может быть таких историй?
Как любят писать в женских журналах: «олигархи в метро не ездят», а у вас главная героиня встречает его в пиццерии.
Но у нас пребывание там нашего «принца» оправдано - он не просто так попал в пиццерию. В этом вся интрига...
Насколько я знаю, вы очень долго выбирали актеров на роль главного героя - грека и его родителей.
Да, хотелось, чтобы греки выглядели как греки. Я много читал про них в Интернете, смотрел фотографии. Оказалось, что московские греки могут иметь вполне славянскую внешность. Поэтому главным критерием при выборе стала возможность актеров привнести в роль что-то свое, показать особенность греков не снаружи, а изнутри. В итоге выбор пал на Ники Илиева, Олега Шкловского и Ию Нинидзе.
А как нашли Золушку?
Поиск Золушки тоже был долгим - до Жени Лозы на эту роль пробовались и другие актрисы. Женю я увидел первый раз на плохой фотографии из Интернета, но было что-то такое в её глазах. Мы пригласили её на пробы. Когда она только села напротив меня, я и без проб понял: это и есть героиня. Тут же вбежал в кабинет Виталия Бордачева, нашего продюсера и сказал, что мы нашли Золушку. Женя - очень хорошая, талантливая актриса. Думаю, у неё большое будущее.
У вас в группе и молодые, и уже состоявшиеся актеры, есть различия в их работе?
Молодые более мобильны, они быстрее приспосабливаются к сегодняшним условиям съёмок. Несмотря на то что у нас уже давно снимают сериалы, где съёмочный процесс идёт очень быстро, у актеров старшего поколения укоренились в памяти те времена, когда всё снимали медленно - с чувством, с толком, с расстановкой. А в остальном различий нет - все актеры играют хорошо. У нас было несколько тяжелых съёмочных дней, стояла жара, а съёмки на улице - все перенесли очень стойко.
В вашей фильмографии много комедий. Что необходимо для того, чтобы получилась хорошая комедия?
Мне нравится снимать комедии, хотя это очень сложно. С тех пор как наступил период сериалов, у нас мало снимают хороших комедий - все больше глупость получается. Актер гримасничает, что-то изображает, и это должно быть смешно. Мой любимый комедийный режиссер - Леонид Гайдай, а также жанр, в котором он снимал, - эксцентрическая комедия. Но «Zolushka.ru» - комедия не в чистом виде, а комедия лирическая. Изначально это мелодраматическая история, просто мы постарались привнести туда немного легкости, юмора.
От кого больше зависит, получится ли комедия, от актеров или режиссера?
Режиссера. Тут нужно особое чувство. Актер может что-то вытянуть в мелодраме, но комедия полностью зависит от режиссера, о того, как он её сможет выстроить и поставить.
Режиссер должен быть умнее, чем актер?
Умнее в кавычках. Режиссер должен видеть шире, он работает как бы за троих. Не только за режиссера, но и за актера и монтажера. Он в голове уже весь фильм прокрутил, и знает, чего хочет в идеале. Его главная задача донести это до актера, с его помощью воплотить свои идеи в жизнь. Но умный актер, именно по-актерски умный - это всегда находка для режиссера. Например, режиссер видит, что получается хорошо, а что нет. Не все актеры могут правильно оценить то, что получилось. Но что более важно: актер должен уметь, играя роль, посмотреть на себя со стороны, то есть изобразить эмоцию - страх, радость - так, чтобы она была понятна зрителю. В свою очередь монтажер, должен так смонтировать фильм, чтобы получилась хорошая картина, выбрать из множества дублей самые удачные. В этом тоже высокое мастерство заключается.
Кто из нынешних актеров вам нравится?
Сегодня очень много хороших актеров. Если вы сейчас будете называть имена - я почти на каждого буду говорить «да». Так сразу всех не вспомнишь. Сразу на ум, конечно, приходят Евгений Миронов, Сергей Безруков, Константин Хабенский, и, конечно же, актеры нашего фильма «Zolushka.ru».
Интервью Людмилы Бешировой, фото "Star media Russia"