В музыке считается, что первый альбом музыкантов - самый содержательный, потому что все, что рвалось наружу: все протесты, недовольство или же наоборот благодарность -обращается в квинтэссенцию первых песен. То же верно и для кинематографа. Первый фильм режиссера - человека с уже оформившимися убеждениями - отражает все взгляды человека, все его чаяния, идеи и мысли.
Павел Лунгин снял первый фильм лишь в 40 лет. Естественно, что к тому времени это был человек зрелый, с четко сложившейся жизненной позицией: «Если что-то и случается с режиссером - то в первом фильме. Потому что в первом фильме выкладываешь все накопленное, потому что умения еще нет, а есть искренность и нутро».
Режиссерским (но не творческим) дебютом для Лунгина стал фильм «Такси-блюз» (1990г.). В нем сжато и ярко, широкими мазками отражено все, что Павел Семенович позже будет вкладывать в каждую свою картину. Но остальные фильмы лишь дополняли, детализировали точку зрения художника на этот мир. Рассказывая о разном они всегда сводились к единой идее пробуждения в человеке души, нравственных начал и поисков свободы.
До своей стремительной и яркой карьеры режиссера Павел Лунгин писал сценарии. Особенно удачными назвать их нельзя, тем удивительнее творческий взлет Лунгина после 1990 года.
Все фильмы Лунгина - это некое увеличительное стекло, хрустальная призма, через которую можно разглядеть тонкую материю человеческой души. Все его герои разные, неповторимые. Но у каждого из них очень сложный внутренний мир. Каждый персонаж - бесконечная дорога; через кочки и ухабы жизни все они стремятся к чему-то чистому, настоящему, не загаженному современным миром.
«Меня всегда завораживало то, что можно назвать «просыпанием души», часто вопреки разумным побуждениям и материальным интересам. Оно было и в «Такси-блюзе», героем которого овладевало мучительное беспокойство, и в «Луна-парке», и в «Свадьбе».
Удел каждого персонажа фильмов Лунгина - бесконечные внутренние метания, боль, ностальгия, поиски... Они сжигают свои души и носятся за счастьем, Богом, высшим смыслом. Кто-то находит и, как герой Петра Мамонова в «Острове», получают билет до станции «Освобождение», кто-то же просто исчезает, оставляя свои внутренние вопросы зрителю. Но каждый из них неизменно несет в себе заряд бешеной энергетики, неуемной жизненной силы, которая зачастую расточается безумно, дерзко, неоправданно! Как, например, у саксофониста Селиверстова, который то впадает в бурные истерики, то выказывает бесконечную усталость. Его талант - это шанс стать свободным. Обрести другую судьбу.
Свобода вообще является у Лунгина одним из лейтмотивов творчества. Ее ищут, за нее борются, ее вымаливают. Но она, как неверная любовница, смотрит ехидно на своих ухажеров и, посмеиваясь в кулачок, уходит с другими. С теми, кому хватило смелости.
Фильмы Павла Лунгина, если и не делают нас лучше, то уж во всяком случае заставляют задуматься о тех самых проклятых вопросах бытия, которыми мучались и русские классики, и философы, и просто люди мыслящие. У Лунгина поиски ответов становятся каждый раз приключением, в которое зритель проваливается помимо воли. «Остров», «Свадьба», «Олигарх», «Такси-блюз»... Все эти кусочки жизни, осколки судеб разрисовывают цветными карандашами те части человеческого существования, что зовутся «душевными метаниями». И зритель мучается вместе с героями. Ищет свободу, а упирается в тупик. Пытается любить, а на деле подменяет чувство эмоциями. Но персонажи фильмов имеют все-таки шанс обрести то, что ищут. Потому что Лунгин скорее сказочник, чем бесстрастный историк. По своим эскизам или по чужим наброскам он создает картины, в которых существует маленькая тропочка надежды, которая выведет героев к свету. Потому-то и улетает от старой жизни Селиверстов, потому-то и обретает внутреннюю свободу старец Анатолий...
Сегодняшний кинематограф чем дальше, тем больше чахнет под каблуком у сериалов. Картонные страсти, эмоции из папье-маше, персонажи, вырезанные пятилетним ребенком из маминого журнала - все это заполняет наши телевизоры, не оставляя настоящему кино места в телевизионном эфире. Картины, заставляющие человека думать, сдвигаются по сетке вещания все ближе к непроглядной ночи. Они перестают быть нужными человеку.
Фильмы же Лунгина сегодня неизменно определяют через модную нынче приставочку art. Хотя какой тут art, если все, о чем говорит режиссер, уже содержится в человеке? Но люди ленятся думать. Может, потому и не вызывают картины Павла Семеновича такого грандиозного ажиотажа в народных массах, за исключением разве что грамотно раскрученного «Острова»... Что, в общем-то, обидно.
Подобные фильмы сегодня замечают, в основном, кинокритики. Потому, у Павла Лунгина в копилке уже не одна награда Каннского фестиваля. Да и вообще, почти каждая его картина была отмечена каким-либо призом. Один только «Остров» получил Гран-при фестиваля «Московская премьера» и приз за лучшую мужскую роль; 2 приза на фестивале в Онфлере (Франция) (зрительских симпатий и за лучшую мужскую роль); приз зрительских симпатий на фестивале «Дни кино на Кипре», 6 премий «Золотой Орел - 2006»; премию кинокритиков «Белый слон» (лучшая мужская роль); награду «Белый квадрат» (лучшая операторская работа); 6 премий «Ника - 2006»... Сухой перечень, за которым прячется целая бездна недосказанного...
Павел Лунгин талантлив, умен и не боится своими фильмами бросать вызов этому меркантильному миру. Может быть, поэтому живет он сейчас в Париже.