Вадим Шмелев: «Хотел сделать фильм, где наши не выглядят идиотами»



Осень этого года, несомненно, запомнится российскому зрителю фильмом «Обратный отсчёт», который смело можно назвать хорошим русским боевиком. Вадим Шмелёв, режиссер, сумевший сложить все необходимые элементы уравнения, на достигнутом останавливаться не собирается, и сейчас вовсю идёт работа над новым шпионским боевиком «Код Апокалипсиса». О такой карьере Шмелёв и не помышлял, поступая на факультет театральной режиссуры в ЛГИТМиК (РАТИ)

«Обратный отсчёт» на  экранах, каковы ваши впечатления? Довольны своей работой?

Работой доволен, прокатом нет. Очень неудачно поставлен фильм в прокат одновременно с двумя мультфильмами, ещё и во время детских каникул. Хотя по сравнению с другими некоторыми картинами наши сборы неплохие.

Как и когда возникла идея снять этот фильм?

Мне предложил Валерий Тодоровский, он показал мне первый вариант сценария. Мы сразу поняли, что идея хорошая и приступили к работе. В процессе работы, конечно, сценарий существенно дорабатывался.

Фильм, на мой взгляд, получился патриотичный. Как, по вашему мнению, он должен повлиять на зрителя?

Когда мы его придумывали и делали, мы не выбирали тему патриотизма сознательно. Просто хотелось сделать фильм, где наши наконец-то выглядят не идиотами и неудачниками, а людьми, которые чего-то добились, у которых что-то получилось. Хотелось сделать фильм, после просмотра которого, зрители выходили бы из зала не в гнетущем настроении, а в хорошем, радостном, как и должно быть после фильма, сделанного в таком жанре. Если из-за этого фильм получился патриотичным - мне очень приятно.

Возникали ли какие-нибудь сложности, смешные случаи, курьёзные ситуации во время съёмок?

Такой жанр не снимается без сложностей, их было достаточно. Было и много смешного. Например, если вы помните, в кабинете старшего стоит красивый стол. Мы под него  поставили прибор для подачи света, он нагрелся, и стекло толщиной в палец лопнуло. Мы даже не успели снять ни одного кадра. Потом эту трещину заклеили и закрыли бумагами.
Были моменты не очень смешные. Случай, когда едва не подвели тормоза машины, на которой ездил Мерзликин. Он смог затормозить в метре от операторов. Они не могли сдвинуться с места, потому что были пристегнуты к аппаратуре. Я смотрел в монитор, мне всё понравилось, так всё красиво. И тут  я замечаю, что и у Андрея, и у операторов одинаково бледные лица.

Андрей большую часть фильма гоняет по Москве на бешеной скорости, эти сцены снимали в выходные, когда машин нет?  

Сцены в основном были ночные. Был один смешной случай, когда нам нужно было снять сцену, где Макс с Кротом едут днём. Нам поставили время в будний день, в 12 часов дня. В сценарии написано «Крот с Максом мчатся по Тверской». Мы приезжаем на Тверскую - там пробка естественно, Тверская стоит наглухо забитой. Пришлось перекрывать движение, люди на нас матерились, но в фильме они мчатся.

Сейчас вы работаете над новым боевиком «Код Апокалипсиса», вы любите этот жанр?

Не сказать, что люблю, пока мне нравится работать в этом жанре. Есть желание мелодраму и драму снять, комедию хорошую, исторический фильм. Но это всё из ряда желаний. Сейчас мне ещё хочется многое сделать в жанре боевика. Так получается пока, нравится идея, снимаю фильм. В боевике мало актерских сцен, проявления чувств,  что для режиссера более интересно. Хочется снять фильм, где двое любят друг друга или ненавидят. Поэтому драма будет обязательно. 

На какой стадии работа над «Кодом Апокалипсиса»?

Съёмки уже подходят к концу, осталось снять немного в Крыму и в Малайзии.

Главную роль играет Анастасия Заворотнюк, вы сами её на роль выбирали или это было продюсерское решение?

Это было полностью продюсерское решение. Еще на стадии написания сценария было известно, что Настя будет играть главную роль, но я очень доволен, что именно она сыграла эту роль. Буквально за первые два дня я понял, что это стопроцентное попадание. У людей предвзятое отношение - «няня». Няня - это роль, Настя - это не няня. Она была замечательной няней и сейчас будет отличной шпионкой. Настя талантлива и профессиональна, очень много делает сама в фильме, а съёмки очень сложные физически.

Есть ли разница при съёмках такой сложной картины, кто перед вами -  актер или актриса? С кем легче работать?

Большой разницы нет. Единственное различие - в физическом плане. Мужчине многое делать легче. Если просто нужно упасть - он падает. Венсан Перес потрясающий в этом плане, мы снимали одну сцену долго, и он падал девять раз подряд. Насте сложнее конечно, это же вообще не нормально для женщины - падать в грязь лицом. Она очень самоотверженна, физически вынослива невероятно. По двенадцать часов физической нагрузки она безропотно, без каких-либо возмущений, звездных претензий всё выполняет.

У вас есть своя команда? 

За четыре проекта в кино уже сложился костяк команды. Люди, которым я доверяю, верю, на которых могу положиться. Это операторская группа, административная. Люди, которые любят кино и умеют в нём работать. Особенно хочу отметить композитора Дмитрия Данькова, он всегда пишет очень подходящую музыку к любому жанру, везде попадает  в точку, к тому же он с оркестром работает, с живой музыкой.

Среди актеров можете кого-то выделить? Возможно ли вообще в кино понятие команды актеров и режиссера?

Некоторые мои друзья актеры говорят даже, что я друзей не снимаю. Например, Павел Майков стал мне хорошим другом за два фильма («Новый год отменяется», «Игра на выбывание» -  прим. ред.), и я его перестал снимать, не специально. Есть Алексей Макаров, которого я очень люблю и очень хочу снять в своём фильме, есть и актрисы такие. Но не всегда получается, нет роли подходящей. И, слава Богу, мои друзья понимают это. Будет роль, я в первую очередь предложу им, конечно. Что же до команды, в жанре мелодрамы легче применить актера  в новом фильме, в боевике же всё по-другому. Нужно типажи менять, иначе будет похожесть. Если это, конечно, не сиквел.

Как вы считаете, что главное в режиссерской профессии? Что нужно для того, чтобы стать режиссером, состояться?

Я изначально не хотел быть кинорежиссером, я учился на режиссуре, но театральной. Писал пьесы, сценарии, что-то из них покупали. Потом предложили попробовать самому снять кино. Попробовал, и затянуло. Но безумной мечты снимать кино у меня не было. Это очень сложная профессия, если идут в режиссеры, думая, что это только «Мотор! Снято!», то ошибаются - это совсем не так. Это большая ответственность, организация процесса на площадке. Нужно быть и веселым, и умным, придумать, как собрать актеров и всю съёмочную группу, когда они все устали, а нужно именно сегодня снять эту сцену, не перенося на завтра.

Учились на театральной режиссуре, не хотели в театре что-то ставить?

Я поступал в институт, безумно любя театр, безумно мечтая писать пьесы и ставить их. За время учёбы, года за три, я тихо возненавидел театр. Тогда ещё были живы такие мэтры театра, как Стржельчик, Лебедев, я с ними встречался, немного общался. И видел, что эти люди, горящие театром, положившие на алтарь всю свою жизнь, в итоге ничего не имеющие. Мне показалось, что театр очень несправедлив. Как могут люди, делающие такую работу, получать такие смешные деньги?! Как работодатель театр нехорошо относится к своим служащим. Не знаю, может это не в театре дело, а во мне, но что-то там случилось, что меня отрезало от театра.

И вы попали в кино.... сейчас не жалеете, что всё сложилось именно так?

Нет, не жалею. Иногда тяжело, думаю  «господи, зачем мне это надо». Но если бы не было сложностей, было бы неинтересно. В этом и есть весь кайф профессии, то, что держит и затягивает всё больше и больше.

 

Интервью Людмилы Бешировой, фотографии из личного архива Вадима Шмелёва