Дуня Смирнова – храбрый сценарист



Детям известных деятелей кино всегда трудно найти себя в киномире. Всегда найдётся тот, кто скажет, что если бы не папа или мама ничего бы из тебя не получилось. Дуня Смирнова одна из немногих, кому родители не просто не помогали стать своим человеком в кино, но и более того, всячески препятствовали этому. Однако, не получив профессионального образования, Дуня все же решила взять судьбу в свои маленькие, но твердые ручки. Автор сценариев самых популярных фильмов последних лет - «Дневник его жены» и «Прогулка» решила перестать быть «трусливым режиссером» и взялась за режиссерское ремесло, сняв по своему сценарию фильм «Связь».

Сценарист

Авдотья - уже само имя своей редкостью предзнаменовало девушке интересную судьбу. Родилась Авдотья в Москве в 1969 году в семье режиссера и сценариста Андрея Смирнова. Казалось бы - что ещё для счастья надо? У папы куча знакомых, он всему научит, куда надо пристроит. Но не тут-то было. Это только спортсмены безоговорочно голосуют «за» спортивную карьеру своих детей. У кинодеятелей на это счёт другое мнение. Андрей Смирнов был категорически против общения Дуни с детьми из кинематографических семей, не пустил ее учиться во ВГИК. Но таланту от судьбы не уйти, и привела судьба Дуню Смирнову  не к кому нибудь, а к Алексею Учителю.

Начиналось всё со статей о кино, редакторской работы. На просмотре документального фильма «Обводной канал» Учитель попросил совета по поводу монтажа, совет понравился, стали делать кино вместе. Сценарист документального жанра работает режиссером на монтаже. Своеобразный «свежий взгляд» - писать Дуня ничего не собиралась. Пока собирались делать «Манию Жизели», великая русская балерина умерла. Проект начат, а главной героини нет. Так Авдотья взялась за перо и написала первый игровой сценарий, совершенно не зная как это делается. Но, как и говорит сама Смирнова, главный читатель и рецензент сценария - это режиссер. Режиссеру Учителю он понравился, и это укрепило их творческий союз.

В результате на свет один за другим появились громкие фильмы по сценариям Смирновой «Дневник его жены» (2000) и «Прогулка» (2003). За сценарий фильма «Дневник его жены» Дуня Смирнова получила Второй приз на конкурсе сценаристов The Harley-Merrill International Screening Competition (США). Идея этого сценария родилась в беседе с отцом, когда он говорил о Бунине, и писался он в расчете исключительно на Андрея Смирнова, благодаря чему глубина психологического проникновения в характер писателя порой просто поразительна.

Идею «Прогулки» Дуня привезла из своей новогодней поездки в Прагу. Поездку оценили все. Картина открывала Московский кинофестиваль и  стала любимым фильмом многих ценителей русского кино.

Сценарные работы Авдотьи Смирновой всегда находили свою награду - так фильм «8 1\2 $»  (1999) режиссера Г.Константинопольского, для которого Смирнова писала диалоги, получил приз кинокритиков «Золотой Овен».

Режиссёр

После «Прогулки», когда уже всем стало понятно, что у Смирновой не просто есть фантазия, хороший слог, но и самый что ни на есть настоящий талант, Авдотья называла себя «трусливым режиссером». «Любой сценарист в голове снимает кино, но закон нашей профессии - сочетание трусости и лени. Лень: потому что режиссеру приходится заниматься таким количеством нетворческих вещей, которые сценарист, наблюдая со стороны, каждый раз пугается и думает «Ой, нет! Ни за что, никогда!». С другой стороны, трусость: ответственность за фильм несет режиссер, а сценарист - это профессия безответственных людей, потому что всегда можно сказать, если фильм не удался, что это режиссер все испортил, и снять с себя вину».

 Остроумная, любящая «позлословить» Дуня Смирнова не из трусливых людей, не из тех, кто побоится взять на себя ответственность. И если после «Прогулки» смелости не хватало, то к 2005 году под чутким руководством всё того же Алексея Учителя, который выступал в картине продюсером, Смирнова сняла фильм по своему собственному сценарию. Фильм «Связь» - это снятая в стиле 60-хх современная история о любви, которая оказывается лишь иллюзией возможности быть вместе, т.к. на самом деле вместе быть невозможно.

Рассчитанная на женскую аудиторию картина, как ни странно, пользовалась большой популярностью у мужчин. Возможно, потому что такая «связь» им знакома и близка.

На Кинотавре 2006 года «Связь» была признана лучшим режиссерским дебютом. Критики и зрители восприняли картину неоднозначно. Одни говорили, что так кино снимать нельзя, другие называли Смирнову открытием года, третьи расхваливали съёмку картины в белом свете. Равнодушным фильм не оставил никого.

Оставив финал незаконченным, дающим зрителю почву для размышления, возможность додумать сценарий, Дуня Смирнова даёт повод поразмыслить нам и над  своей карьерой. Станет ли эта связь с режиссурой долгой и прочной или это была лишь прогулка - покажет время.

Людмила Беширова