«Бумажный солдат» как нарисованная картина



Спустя десятки лет наши внуки и правнуки наверняка оглянутся и посмотрят сквозь время назад - на нас, на наше время, на нашу историю. Так было всегда: отдельным представителям новых поколений интересно то, чем дышали их родители, бабушки и дедушки. Люди изучали и будут изучать время прошлое, предлагая миру своё видение нас. Кем мы были? Что мы принесли в мир? Что взяли от мира? Мы полагаем, что знаем о наших родителях всё, но мы не видели, как они росли, не видели, как проходила их молодость, не могли быть рядом, когда они получали свои первые двойки, делали первые успехи, влюблялись, влюбляли в себя и были просто молодыми свободными людьми. Так что же мы знаем о них?

13-го ноября на широкие экраны вышел фильм Алексея Германа младшего «Бумажный солдат». Картина повествует о жизни талантливого врача Даниила Покровского, подготавливающего группу лётчиков для первого в истории человечества полёта в космос (действие фильма происходит в 1961 году). Создатели фильма предлагают зрителям своё видение поколения  «шестидесятников». Главный герой в исполнении Мераба Нинидзе («Лунный папа») львиную долю фильма мучается, живя, как он сам говорит, «не своей жизнью».

У Покровского есть всё - ум, талант, женщины, любимое дело, в то же время он категорически неудовлетворён. Страданиям рефлексирующей интеллигенции 60-х и посвящена львиная доля картины. Герои ведут пространные разговоры о лучшей жизни, о прошлом и о будущем, у них постоянно что-то не получается, что-то не клеится, и они снова заводят всё те же разговоры. Слова, слова, слова - словам посвящён практически весь фильм.

«Бумажный солдат» - кино, безусловно, красивое, но достаточно пустое. Не стоит воспринимать его как историческую картину: через весь фильм тянется шлейф просчётов и неточностей, исторической достоверностью создатели пожертвовали в угоду идеальному изображению и невнятным метафорам.

Исходя из философии фильма, поколение 60-х, представителем которого является Покровский, мучилось непонятно чем. Большую часть картины совершенно неясно, что гнетёт главного героя: ответственность и страх за молодых людей, одного из которых придётся послать на верную смерть? Об этом в фильме говорится слишком мало: Покровский постоянно рассуждает на тему бессмысленности своей жизни, мучается неуверенностью в себе и мучает любящих женщин. Тяжёлый выбор между женой и любовницей? Эта версия тоже не очень правдоподобна: уже к середине картины врач, кажется, попросту перестаёт замечать, что вокруг него есть любящие люди, готовые пожертвовать всем ради его счастья.

Герой полностью погружается в мир собственных рефлексий и страданий, причина которых остаётся загадкой.  Момент оттепели, надежды поколения на лучшее время, новый мир - все эти темы создатели затронули поверхностно, очевидно, предлагая зрителю додумывать то, о чём не было сказано. 

Парадокс: Мераб Нинидзе в роли Даниила Покровского играет на сто процентов убедительно, но в то же время его герой - несчастный, по сути, человек -  не вызывает никакой симпатии, в противоположность его женщинам, чьи мотивации, по крайней мере, ясны. Чулпан Хаматова в роли жены, и  Анастасия Шевелёва  в роли его любовницы выглядят просто страсть как привлекательно.

Обе актрисы во второй части картины месят красивыми ножками тонны грязи у космодрома и пытаются образумить печального возлюбленного. Возлюбленный убегает, используя в качестве транспортного средства велосипеды, коих на космодроме развелось великое множество (на них же ездят космонавты за несколько часов до полёта). Получается, безусловно, красиво.

«Бумажный солдат» вообще радует глаз, не даром жюри Венецианского кинофестиваля отметило операторскую работу Алишера Хамидходжаева и Максима Дроздова. Собственно, и к режиссуре, также отмеченной на фестивале, практически нельзя придраться. Если закрыть глаза на исторические просчёты, фильм снят со знанием дела от первой и до последней секунды, в то же время он оставляет ощущение пустоты, словно во внешне красивой шкатулке не оказалось ни одной настоящей драгоценности. Главный герой сам произносит фразу, которая идеально отражает всё происходящее на экране: «Какие-то мы все симпатичные, но бессмысленные». В точку.

Васса Петрова