Чужие - кино и политкорректность



После просмотра новой картины Юрия Грымова «Чужие» ощущаешь некоторого рода дискомфорт. Казалось бы, всё просто: фильмы, которые тебе не понравились, следует как можно быстрее выбросить из головы и забыть об их существовании. Однако как раз отвлечься от мыслей по поводу «Чужих» никак не получается. С одной стороны, творение скандального режиссёра вызывает волну острого раздражения. Раздражает буквально всё: сюжет, режиссура, бесконечная претенциозность и, главное, политизированность картины. С другой стороны, исходя из всего вышеперечисленного, возникает вопрос: а можно ли воспринимать «Чужих» с точки зрения киноискусства?

По сути, фильм являет собой пример политического манифеста. Кино как такового здесь  нет: каждый кадр, каждый жест, каждый сюжетный поворот подчинён определённой идее, ради которой создатели пожертвовали всем остальным. Картина балансирует  между видеоклипом и социальной рекламой, о реалистичности зритель может забыть на первых же минутах фильма, и всё ради одной-единственной сверхцели - выставить определённое государство в наихудшем свете.

Всех персонажей «Чужих» условно можно разделить на три группы: американские врачи, приехавшие в некую восточную страну вакцинировать детей, бравые русские солдаты, служащие в горячей точке, и дикие местные жители. Если поначалу американцы раскрываются по принципу «тупые, но добрые», то потом оказываются обладателями всех самых омерзительных качеств, которыми наделён хомо сапиенс. Характеристики героям даны, мягко говоря, не самые привлекательные: руководитель команды  (Марк Адам) через каждые два слова срывается в тошнотворный пафос и кричит русским солдатам, просящим помощи для раненого: «You are The Evil Empire!!»; его жена (Скарлет МакАлистер) - довольно легкомысленная дама, которая изменяет бесплодному мужу с приставленным к группе охранником; также в команде присутствуют два гомосексуалиста (Нил Стюарт и Джефф Грейс) и одна учительница младших классов (Кейтлин Гати), которая в свою очередь пытается соблазнить чужого мужа.

Происходящее в картине становится неправдопобным уже с первых минут: первое, что делают врачи, остановившись у воды, - выскакивают из машин, включают на полную мощность музыку и начинают петь и танцевать. И это в незнакомой восточной стране неподалёку от горячей точки. Затем доктора, сами того не ведая, каким-то чудом проезжают через минное поле; главная героиня, едва обосновавшись на новом месте, начинает совращать охранника, приставленного к команде для защиты, - с этого момента зритель может забыть о реалистичности  вплоть до конца сеанса. Работа оператора, режиссура и актёрская игра отходят на второй план, уступая место категорической надуманности всего, что происходит на экране. Создатели картины, пытаясь показать процесс вторжения одной культуры в другую, совершенно забыли о том, что культуры не делятся на плохие и хорошие, но делятся на похожие и непохожие.

Американцы в «Чужих», безусловно, несут «плохую» культуру, поскольку сами герои фильма не вызывают никаких положительных чувств: похоть, глупость, тупость, жестокость и бесконечная уверенность в собственной правоте, - вот качества, которые присущи этим персонажам.

Политическая подоплёка заслонила собой кинематограф: агрессивная политика США, конечно, достойна порицания, которого в фильме хоть отбавляй. Однако картина рассказывает не об интригах и играх властьпридержащих, не о жестокости генералов или даже солдат, а о простых врачах - людях политически нейтральной профессии. Доктора оказываются, как минимум, самыми отвратительными людьми во время войны, в противоположность русским  -  честным, добрым, храбрым, страдающим ни за что. Среди последних особенно забавно выделяется прекрасный  актёр Алексей Полуян, чьей последней заметной ролью был милиционер-маньяк в «Грузе 200» Алексея Балабанова: в «Чужих» актёр предстаёт в кардинально ином качестве «батяни комбата», молящегося за «всех русских, и американцев, в арабов».

Действительность в фильме Юрия Грымова показана с точки зрения закоренелого русофила, который знает о войне исключительно из новостей по телевизору.  Одни люди - очень плохие, другие - очень хорошие. Когда в финале картины камера фиксируется на иконе в казарме у русских военных, отличия между двумя группами становятся прямолинейными до абсурда. «Чужих» без стеснения можно назвать антиамериканским манифестом, агитационным плакатом на митинге, воспринимать фильм с точки зрения киноискусства означает попусту раздражаться и тратить время ни на что. Поберегите нервные клетки для истинного искусства, или же сходите на какой-нибудь очередной пикет - право, от этого будет гораздо больше пользы.

Васса Петрова