Пари – затянувшийся разговор о гордости



Экранизация литературной классики в последнее время стала приобретать массовый характер. Трудности на рынке сценариев породили целую волну фильмов и телесериалов, в основу которых легли сюжеты классической литературы. Сказать, что хотя бы половина из них получилась удачной, сложно: переводить на язык кинематографа великие произведения литературы задача не из лёгких, а посему от создателей требуется вдвое больше таланта и, главное, - профессионализма.

Очередную киноинтерпретацию классики предлагает нам Наталья Бронштейн (Петрова) - 30-го октября на широкие экраны выходит её новая работа «Пари», снятая по одноимённому рассказу Антона Павловича Чехова. 

Опыт режиссёра у Бронштейн уже есть: в 2001-м году начинающий режиссер сняла фильм «Дорога» с Гошей Куценко и Диной Корзун в главных ролях. В картине «Пари» Наталья, по собственным словам, пыталась «серьёзно поговорить о гордости»; небольшой лаконичный рассказ Чехова был расширен, а действие перенесено почти на сто лет вперёд.

В целом фильм можно назвать бенефисом Виктора Вержбицкого, блистательно исполнившего роль Банкира, разрушающего свою собственную жизнь ради глупого пари с молодым подчинённым (Владимир Жеребцов). Однако «разговор о гордости» получился крайне затянутым, идея фиксировать жизнь двоих людей в практически замкнутом пространстве терпит крах; к середине фильма зрителю становится просто неинтересно наблюдать за двумя безусловно глупыми людьми, которые фактически до финала не выходят за пределы своих домов.

Сам рассказ великого Антона Павловича Чехова предельно лаконичен и краток. Злободневная история о сделке между Банкиром и его подчинённым, поспорившим о том, что лучше - пожизненное заключение или смертная казнь, вмещает в себя сразу несколько философских пластов. В сценарии, написанном самой Натальей Бронштейн и Татьяной Гурьяновой, основная сюжетная линия была оставлена практически нетронутой, изменены только финал и время действия: именно поэтому происходящее на экране кажется таким затянутым. История, которая в своём литературном виде была лаконично изложена великим писателем, на экране оказалась растянута и исполнена достаточно грубо. Темп повествование то замедляется, то снова набирает ход за счёт редких, но вполне симпатичных шуток и гэгов.

Главным плюсом фильма, безусловно, является Виктор Вержбицкий: актёр не избалован ролями первого плана, а посему роль Банкира стала для него возможностью в полной мере раскрыть свой талант, заставить зрителя взглянуть на актёра под совершенно другим углом. Получилось убедительно: Вержбицкий украшает собою фильм и создаёт удивительно правдоподобный и целостный образ. Совершенно прекрасна и работа Марины Могилевской, и даже затасканного по сериалам Анатолия Белого, но увы: несмотря на прекрасный актёрский состав, фильм настолько перетянут, что зрителя уже к середине картины начинает тянуть в сон.

Странное дело: создателей картины подвел не уход от литературного первоисточника, как это часто бывает, а наоборот - попытка оставить сюжетный «костяк» фильма в целости и сохранности, переписав только финал. Первоисточник должен быть адаптирован так, чтобы зрителю было, как минимум интересно смотреть. Творение же Натальи Бронштейн смотреть временами категорически неинтересно, несмотря на все вышеперечисленные достоинства её фильма. Попытка «серьёзно поговорить о гордости» вышла неудачной: «Пари» не спасает ни актёрский состав, ни литературная основа. Жаль.

Васса Петрова, фото: Централ Партнершип