В мире существует масса фантастически красивых историй о любви. Некоторые из них становятся легендами, некоторые томятся в архивах, некоторые проходят совершенно незамеченными, и мы никогда ничего о них не узнаем. Сказать по правде, удивить нас историей счастливой любви практически невозможно: счастье по сути своей является субстанцией удивительно скучной, в противоположность боли, страданию и всяческим бедам. Несчастье почти всегда приносит более острые ощущения, а несчастная любовь, возможно, навсегда останется беспроигрышной темой для создания художественного произведения.
Тем более, когда мы имеем дело с невыдуманной, но, тем не мене, идеальной историей двух влюблённых. Здесь есть все необходимые ингредиенты: отважный герой, прелестная героиня, отчаянная любовь, непреодолимые препятствия, и, самое главное, - бесконечное самопожертвование. Вот вам вкратце сюжетная основа картины «Адмиралъ». История отношений адмирала Александра Колчака и Анны Тимиревой - невыдуманная история великой любви.
Однако, большой бюджет и раскрученные имена, как оказалось, великую любовь способны подпортить: зритель сам сможет в этом убедиться, купив билет на новый фильм Андрея Кравчука, до этого известного по драме «Итальянец». С бюджетом и именами в «Адмирале» все в порядке: в картину вложено около шестнадцати миллионов долларов, а главные роли исполняют Константин Хабенский, Сергей Безруков, Виктор Вержбицкий, Анна Ковальчук, Елизавета Боярская, Егор Бероев и Николай Бурляев.
Однако с любовью не сложилось: основная сюжетная линия провисает под тяжестью прекрасно воспроизведённых батальных сцен и иллюстраций исторических событий.
«Адмиралъ» мог бы являть собой пример качественной исторической ленты, с отличными эффектами, крепкой режиссурой и прекрасным актёрским составом. Здесь надо уточнить, что состав этот прекрасен исключительно по части мужских ролей. Как говорят моряки, «женщина на корабле - не к добру».
Главную «женщину не к добру» в картине зовут Лиза Боярская. Откровенно говоря, молодая актриса становится огромной, зияющей пробоиной в корпусе корабля фильма «Адмиралъ». После выхода «Иронии судьбы - 2» Боярской достались вёдра самых нелицеприятных отзывов критики, высказывавшей большие сомнения в профессиональной пригодности актрисы, однако надежда на спасение всё ещё оставалась. После выхода «Адмирала» надежда умерла.
Львиную долю своего пребывания на экране актриса только хлопает длинными ресницами и мило надувает губки: в её исполнении Анна Тимирёва выходит, в лучшем случае, такой легкомысленной и глуповатой барышней, которая бросает мужа ради другого мужчины и вплоть до самого финала вообще не понимает, что вокруг происходит.
А мог бы получиться прекрасный дуэт, тем более, что партнёр Боярской по фильму Константин Хабенский каждую новую роль отыгрывает по принципу «играю как дышу», и «Адмиралъ» в данном случае не исключение. Вместо этого вышел союз одного прекрасного, блистательного актёра и девушки, каким-то непонятным образом попавшей на съёмочную площадку.
Девушка эта, возможно, выглядела бы увереннее, если уровень её коллег по фильму был бы ниже. Но нет, остальные актёры задают высочайшую планку: хорош и Виктор Вержбицкий в роли Керенского, и Николай Бурляев в почти эпизодической роли Николая II. Даже Сергей Безруков, который в последнее время всё чаще фигурирует как объект для шуточек и герой едких анекдотов, исполнил в «Адмирале», возможно, свою лучшую роль. Роль генерала Каппеля - человека, отдавшего жизнь во имя своей страны.
Все вышеупомянутые актёры вытаскивают картину на качественно иной уровень. Впрочем, фильму повезло и с режиссёром: от автора драмы «Итальянец», в своё время отмеченной многими европейскими фестивалями, можно было ожидать только хорошего, и надежды оправдались. «Адмиралъ» строго выдержан в своём стиле, картина ни разу не срывается в авторское кино, но и не слишком угождает вкусам «изменчивой толпы».
Ура, товарищи! Мы, кажется, почти научились снимать одновременно и качественное и дорогое кино. Почти, потому что основной линии фильма, увы, не хватило очень важных для любовной истории (а «Адмирал» - это, конечно, прежде всего, любовная история) показателей - глубины и проработанности.
Впрочем, в мировом кинематографе режиссёров, делающих глубокое кино с внушительным бюджетом можно пересчитать по пальцам. В битве между деньгами и искусством, деньги в подавляющем большинстве случаев побеждают. Стоит надеяться, что это всего лишь вопрос времени.
Васса Петрова