Тот, кто гасит свет: начали - и то хорошо



  Несмотря на то, что российский кинематограф развивается и идёт в гору семимильными шагами, в нем всё ещё существуют очевидные жанровые пробелы. К примеру, для того, чтобы назвать хоть один отечественный триллер или фильм ужасов, снятый в России за последние пять-шесть лет, киноману придётся хорошенько напрячь свою память. На ум придёт не совсем удачный, но достаточно известный фильм Павла Руминова «Мёртвые дочери», да, пожалуй, ещё пара картин, оценённых лишь узким кругом киногурманов, - вот и весь список.

  Российские кинорежиссёры только начинают осваивать пустующую нишу, и впереди нас наверняка ждёт немало открытий и новых имён. Свою лепту в освоение пространства «киноужаса» внёс молодой режиссёр Андрей Либенсон. Его первой работой в полнометражном кино стала картина «Тот, кто гасит свет» - триллер, повествующий о расследовании дела серийного убийцы-педофила.

В главных ролях снялись Алексей Гуськов («1814», «Отец», «Турецкий Гамбит»), Екатерина Вилкова («Тиски») и Артур Смольянинов («Жара», «9 рота»). Пытаясь ориентироваться на лучшие западные образцы жанра, создатели сняли, как ни странно, вполне «совковое» кино с «совковыми» же просчётами. Единственное, что приходит на ум после просмотра фильма: «Начали - и то хорошо».

  По сюжету, следователь Петр Моисеев (Алексей Гуськов) ведёт расследование сложного дела: город терроризирует серийный убийца, чьими жертвами становятся девочки от 10 до 12 лет. В поисках маньяка, Моисеев отправляется в провинциальный городок Светлогорск, откуда, по версии следователя, убийца приезжает для совершения своих преступлений. Но не всё так просто: приехав в город, Моисеев начинает догадываться о существовании заговора. Никто не хочет помогать следователю: милиция раздражённо отнекивается, местные жители парализованы страхом, и даже родственники девочки, погибшей при схожих обстоятельствах, ничего не хотят сделать для поимки преступника. Моисеев заходит в своём расследовании слишком далеко, в результате его собственная жизнь оказывается в опасности.

Режиссёр Андрей Либенсон абсолютно прав, называя свой фильм «психологическим детективом». Одна проблема: «Тот, кто гасит свет» - кино с большим количеством сюжетных неувязок. И именно этот факт разрушает фильм, ведь для жанра детектива причинно-следственные связи являются незаменимой составляющей. Нестыковок и странностей в фильме Либенсона предостаточно, пусть они и не всегда бросаются в глаза. К примеру, портфель с материалами дела следователь бросает на заднее сидение рядом с незнакомой девушкой, сам же садится вперёд, очевидно, совершенно не боясь кражи.

Подобные ляпы могли бы восполнить крепкая актёрская игра и настоящий «саспенс», но и тут не обошлось без провалов: дуэт Екатерина Редникова - Алексей Гуськов получился откровенно неудачным. Впрочем, к Гуськову претензий нет - он из фильма в фильм всегда хорошо играет одну и ту же роль, но вот об игре Редниковой сказать «хорошо» никак нельзя.

Режиссёр пытается держать зрителя в напряжении и ему это почти удаётся. Почти, потому что фильму категорически не хватает как сюжетной остроты, так и филигранной работы профессионала. Картина могла бы выйти крепким, вполне удачным стартом для разработки нового для отечественного кинематографа жанра, если бы не была снята так топорно. Временами она напоминает вырезанную из дерева скульптуру - большую, угловатую и неотёсанную бабу. Зрителю не привыкать; жаль только саму идею создания фильма в жанре триллера. Ведь она могла бы быть воплощена с гораздо большей тонкостью и умением. Впрочем, попытка создать что-то новое сама по себе достойна уважения.

Васса Петрова