Альгис Арлаускас: судьба победителя



Известные советские актеры супруги Альгис Арлаускас и Марина Шиманская уехали из страны в 1991-м. А ведь тогда они с полным на то основанием признавались восходящими звездами: Альгиса зрители полюбили за главную роль в фильме Леонида Гайдая «Спортлото-82», Марину – за «Эскадрон гусар летучих» и «Берегите женщин». Сейчас они счастливо живут и успешно работают в Бильбао, испанской стране басков. Профессиональное возвращение на родину состоялось почти через 20 лет. На российских телеканалах скоро состоится премьера фильма «Победитель», который для кинокомпании Star Media снял в качестве режиссера Альгис Арлаускас. Марина Шиманская исполнила в нем одну из главных ролей

Альгис, расскажите, как складывалась ваша карьера в Европе?

За эти годы у меня было несколько совместных российско-испанских проектов, которые прошли по центральным каналам и здесь, и там. Уезжая, я поставил перед собой цель добиться таких результатов, которые были бы интересны людям и в России, и в Испании. Так оно и получилось. Это были документальные фильмы, посвященные историческим и культурным связям двух стран. 

Проект «Победитель» Вас увлек настолько, что ради него вы отошли от привычного жанра.

В принципе я мог бы продолжать заниматься документалистикой и дальше, но почувствовал, что теряю связь с российской публикой, и уже не так хорошо представляю, о чем с ней можно разговаривать. «Победитель» - это для меня настоящий профессиональный вызов, проверка, которая позволит понять, смогу ли я снова попасть «в волну». И у меня есть ощущение, что эта история сегодняшнему зрителю в России будет интересна. Более того, у нас получилось подлинно русское кино. Так, по крайней мере, говорят люди, которые успели его посмотреть. Не патриотическая «псевдуха» или фольклорный лубок, чего на экранах сейчас, к сожалению, много... Я вырос на русской культуре и чувствую определенный долг перед ней. Эта «русскость» во мне сидит, и я в Испании не мог, да и не хотел от нее освободиться.

Выходит, история вас чем-то зацепила?

В первую очередь меня в этом проекте заинтересовал крепкий, написанный хорошим живым языком сценарий о живых, неоднозначных людях. В нем нет картонных персонажей, нет ориентира на усредненные зрительские интересы, а есть желание рассказать человеческую историю. Вдвойне заинтересовал главный герой. Его эволюция, внутренний рост, обретение себя через обретение корней сделаны в сценарии очень здорово. Эта история совпала с моим внутренним состоянием на этот момент, я сейчас переживаю тот же период в жизни. Дети уже выросли, в профессиональном отношении многое достигнуто, но, чтобы двигаться дальше, нужно ставить перед собой новые рубежи. Один из них - вернуться работать в Россию. Тем более, душа в последнее время тянется к игровому кино, от которого я никогда не отходил как актер, но как режиссер всегда подходил к нему очень избирательно. Возвращение к истокам, встреча с тем, что ты когда-то потерял или от чего добровольно отказался, обретение чего-то нового - история «Победителя» именно об этом.

Созвучие придуманной истории и реальной жизни режиссера, наверное, сделали фильм в значительной степени авторским?

Каталогизировать свою работу не моя задача. Но все, что я делал, будь то телевизионная документальная серия или отдельный, даже короткометражный фильм, я считаю авторским. И в данном случае я попытался вложить в картину что-то личное, и думаю, что доля авторского в этом кино - большая. Но это и жанровое кино, которое, на мой взгляд, должно быть интересно большому количеству зрителей.

Проект задумывался и сделан в жанре телефильма, но получился скорее телероман. Да, делать настоящее кино для телезрителя - очень сложно. Но мы пытаемся каким-то образом «поженить» авторское кино, телевизионный формат и киномышление.

В последнее время нередко приходится слышать, что в современном кино наблюдается кризис героя. В «Победителе» вы видите героя новой формации?

Да, я чувствую, что мы здесь как раз угадываем новую природу кинематографического героя. И совершенно неважно, что наш герой - человек успешный и богатый, главное - состояние его души, то, что с ним происходит и как он выходит из сложившейся ситуации. Банкир или автомеханик - это всего лишь антураж. В этом сценарии то хорошо, что ему  удается завуалировать подлинные, глубинные и очень интересные вещи. В хорошем жанровом кино это всегда происходит. И в этой истории есть серьезный разговор, но есть и умение подать этот разговор в привлекательной для зрителя форме. Есть юмор, есть узнаваемость реальной жизни, есть национальный колорит. Наконец, в центре истории есть мужик, за которым интересно наблюдать. Настоящий мужик, который побеждает себя и находит потерянный смысл в жизни. Все эти вещи ведут зрителя к выводам и, что очень важно, к послевкусию. Я надеюсь, что «Победитель» оставит работу для души и сердца, даже если его посмотрит 12-летний ребенок.

Как вы оцениваете работу актеров, занятых в фильме?

Не будет преувеличением, если я скажу, что некоторые из них сыграли здесь этапные, поворотные для себя роли. Наш главный герой актер Эдуард Трухменев по возрасту подошел к тому периоду жизни и карьеры, когда пора сменить амплуа симпатичного молодого человека на статус «отца» или героя с более серьезным багажом. Мою жену Марину Шиманскую в России знают почти исключительно как красотку, героиню-инженю. Здесь она впервые играет очень яркую характерную роль с внешним и, главное, внутренним преображением - такую деревенскую халду, кричащую и причитающую бабу. Еще одного главного героя сыграл Александр Робак, у которого, насколько я знаю, до этого не было ни одной большой положительной роли. После вторых, отрицательных или комических персонажей здесь он также впервые исполняет роль положительную, сюжетообразующую и переводящую его как актера в новое качество. Очень тонко сумела воплотить на экране привлекательный женский образ Екатерина Вуличенко.

Каким образом сложилось ваше сотрудничество с кинокомпанией Star Media?

Со Star Media давно работает мой близкий друг - режиссер, сценарист и гениальный оператор Алексей Колмогоров, с которым я еще до своего отъезда за границу сделал несколько совместных работ. Леша в течение последних лет 7 мне постоянно намекает, что пора бы уже сделать что-то в России. И вот, когда я наконец решился, именно Star Media предложила мне на выбор 4 сценария - одним из них и был «Победитель»

Беседовал Антон Токтонов (группа компаний Star Media)