Алексей Балабанов: «Я могу решать, что стоит делать, а что нет»



Алексей Балабанов - один из тех режиссеров, который тонко чувствует время. Ещё совсем недавно вся страна считала его своим, с восторгом пересматривая культовые «Брат» и «Брат-2». Но после «Груза 200», непонятого и непринятого большей частью критиков, коллег и рядовых зрителей, от режиссера многие отвернулись. Однако организаторы фестиваля «Московская премьера» все же не побоялись включить в программу «Семь посвящения. XXI век» программу фильмов и встречу с Алексеем Балабановым, что стало настоящей удачей для журналистов и гостей фестиваля - ведь этот человек может многое рассказать.

О любимых фильмах

«В нашей стране не любят серьёзное кино», - говорит продюсер всех фильмов Балабанова Сергей Сельянов, который шел на любой риск вместе с режиссером, поддерживал его идеи и всячески способствовал их воплощению на экране.

С Сельяновым Алексей Балабанов дружит ещё со ВГИКа (вместе в «общаге» жили). Так и в кино с тех пор постоянно вместе. В ноябре на экраны выходит двенадцатый фильм Балабанова «Морфий», также сделанный вместе с Сергеем Сельяновым. Хотя полностью своими фильмами Алексей считает только четыре - «Счастливые дни», «Про уродов и людей», «Груз 200» и «Морфий».

А.Б.: «Не сказать, что остальные фильмы я сделал на заказ. Они мне были интересны, но эти четыре фильма - мои «от» и «до».

«Счастливые дни» - самая любимая картина режиссера: «Она была первая, в ней осталось много души». А вот «Мне не больно» Балабанов считает единственным «попсовым» фильмом в своей фильмографии. Но тоже называет «нестыдным».

А.Б.: «Главное в кино - энергия. Фильм с энергией не оставит равнодушным. Она передается через экран».

И с этим трудно не согласится. Любой фильм Балабанова, так или иначе, трогает зрителя. К его произведениям можно по-разному относиться, можно любить их или ненавидеть, но не заметить их просто невозможно.

О «Грузе 200»

А.Б.: «Кино должно вызывать эмоции у зрителя. Я хочу именно тронуть его чувства - чтобы человек, например, заплакал. Чтобы кино его пробивало».

Наибольший отклик (правда, не всегда позитивный) у зрителей вызвала картина Балабанова «Груз 200». История, которая произошла в начале 80-х годов, не оставила равнодушным никого. Вот только после выхода этой картины на режиссера обрушился шквал самой разнообразной критики. Его называли и сумасшедшим, и антихристом, используя подчас и более сильные выражения.

А.Б.: «Историю, рассказанную в «Грузе 200» я видел собственными глазами. В СССР в 1984 году. С тех пор я и вынашивал сценарий этого фильма. Такое происходило, и такие люди как этот милиционер были. Кино на самом деле не злое, оно доброе».

Об актерах

Доброту в «Грузе 200» удалось разглядеть немногим. Актеры отказывались работать с Балабановым в других картинах, перестав понимать его позицию в кино. Так однажды он пожаловался актрисе Ингеборге Дапкунайте, сыгравшей в его «Войне», на тяжелую ситуацию. «Снимай меня!», - тут же предложила она и получила главную роль  в новом фильме «Морфий». «Я долго ждала снова работы у Балабанова, несмотря на то, что в «Войне» у меня была очень тяжелая работа и более того, я там чуть не утонула во время съёмок сцены в реке».

А.Б.: «С актерами я никогда не репетирую. Только одно требование - чтобы выучили текст. Делаем сразу все на площадке. Если я вижу, что он переигрывает - начинаю чуть-чуть гасить».

Ингеборга Дапкунайте: «Когда ему что-то не нравится, он говорит - хорошо, а теперь давайте талантливо!»

Был у Балабанова ещё один актер, который благодаря ему и вошел в историю российского кино как всероссийский «брат».

А.Б.: «Сергея Бодрова я увидел на Кинотавре в фильме «Кавказский пленник» и сразу предложил ему поработать вместе. Он согласился, и мы стали делать первого «Брата». Денег тогда не было. Кино снимали как любительское, на своих квартирах, квартирах друзей».

О политкорректности

А.Б.: «Отличительной особенностью всех моих фильмов являются ещё и голые люди - как в первом фильме «Счастливые дни» Лика Неволина раздевается так и в последнем - «Морфий» - Ингеборга разденется. Это не политкорректно, в эфире телеканала в прайм-тайм уже показывать не будут».

В остальном же свои картины Алексей Балабанов считает абсолютно политкорректными. Да и что такое эта самая политкорректность в стране России?

А.Б.: «Война это политкорректно? Я большую жизнь прожил, многое видел и могу решать, что стоит делать, а что нет!»

 

Мария Терлецкая