Мне очень нравится актер Михаил Пореченков. Ему, и это чрезвычайно важно, доверяешь. Есть что-то такое в его глазах, отчего становится понятно - этот человек всегда говорит, что думает. А когда читаешь многочисленные интервью, понимаешь, что думает он правильно. Значит, ему можно доверять, значит, он герой. С героями дела на российских телеэкранах обстоят неважно. Герои нынче персонажи недалеких комедий вроде «Самый лучший фильм», подражать которым, мягко говоря, не хочется.
Фигура Пореченкова на их фоне выглядит одинокой красивой горой, которая виднеется где-то на горизонте. Она манит к себе, но для большинства путь оказывается непреодолимым, и они сбиваются с маршрута в сторону «быдлячества» тысяч мелких псевдогероев. Они, как не крути, ближе, доступнее и их много.
Что же до Пореченкова, то его дебют в кино состоялся еще в 1994 году, когда он учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. В эротической комедии Эрнеста Ясана «Колесо любви» он сыграл главную роль - молодого парня по имени Кирилл, который соглашается работать в фирме по оказанию интимных услуг.
После этой, тоже, между прочим, героической, роли жиголо, Михаил несколько лет практически не снимался. Все изменилось в 1998 году, когда его пригласили на главную роль в сериал «Агент национальной безопасности». Руководитель ТНТ Сергей Скворцов долго не мог определиться с кандидатурой на роль современного супермена Лехи Николаева. В конце концов, он разложил перед женщинами съемочной группы фотографии четырех кандидатов, и все они, не сговариваясь, выбрали Михаила Пореченкова. Все-таки, героя сразу видно, что и требовалось доказать.
Зрители, уставшие от бесконечных латиноамериканских мыльных опер, с восторгом встретили «Агента национальной безопасности». В небритом, но чертовски обаятельном Лехе они увидели образы Джеймса Бонда - Тарзана - Робин Гуда в одном флаконе, по понятным причинам отсутствующих в отечественном фильмофонде.
Не смотря на огромную популярность, «Агент» имел и обратную сторону медали. Сериал не только сделал Пореченкова народным любимцем, но и приклеил ему определенное амплуа. Режиссеры бросились предлагать ему роли различных военных, милиционеров, благо Михаил, человек фактурный, в форме смотрится отлично. За «Агентом» последовали съемки в сериалах с красноречивыми названиями «Убойная сила», «Спецназ».
И это было только начало. Можно просто загибать пальцы, считая сколько ролей сыграл Пореченков в самых разных фильмах. Черная комедия «Механическая сюита» Дмитрия Месхиева. «Вовочка», Игоря Мужжухина, тоже комедия, только на этот раз традиционная. Своеобразный российский роуд-муви «Трио» режиссера Александра Прошкина. «Дневник камикадзе», криминальная драма того же Месхиева.
Добавьте к этому роль бандита-неудачника из фильма с трэшевым названием «Особенности национальной политики», в котором отчетливо становится видна незавидная участь героя в отечественном кино.
Далее в бой пошел многобюджетный гигант в лице «9-ой роты» Федора Бондарчука и стало ясно, что Пореченкова запомнят не только как Леху Николаева, но и как прапорщика Дыгало. Герой претерпел финальную трансформацию, став военным. Что ж, отчасти это и правильно, ведь на войне всегда есть место подвигу.
«Если бы нам предлагали роли и был бы большой выбор, тогда я бы не играл одних военных. Но выбора нет», - говорит Пореченков и соглашается на очередного «человека в форме», сражающегося преимущественно на кавказских войнах - «Солдатский декамерон» и «Грозовые ворота». И это все неплохие, самобытные картины, но Михаил, который легко мог бы сыграть Гамлета, увлекающегося бодибилдингом, явно устал от этого образа.
Тут самое время вспомнить о театре, ведь на сцене он играет совсем иные роли, с блеском реализуя свой актерский талант в самых разнообразных спектаклях от классики до современных авторов. Свою первую серьезную театральную роль - Поццо в дипломном спектакле режиссера Юрия Бутусова «В ожидании Годо», Пореченков сыграл еще будучи студентом. За эту работу он получил почетный театральный приз «Золотую маску». После окончания института Михаил работал в театре «На Крюковом канале», а затем был принят в труппу Ленсовета, где играл в спектаклях «Король, дама, валет» (Франц), «Калигула» (Геликон), «Братец Кролик на Диком Западе» (Братец Черепаха, Индеец), «Дама-призрак» (Косме) и многих других. Вообще, его работа в Ленсовете - это целая эпоха в питерской театральной жизни. Как видите, военными тут и не пахнет. Кстати, в настоящее время Пореченков занят в постановке «Гамлета» на сцене МХТ, правда, в роли не датского принца, а Полония.
В кино же отойти от привычного амплуа Пореченкову удалось лишь однажды - в картине Авдотьи Смирновой «Связь» он сыграл женатого любовника замужней женщины. Фильм получился очень жизненным и тонким, во многом благодаря прекрасной игре Михаила и Анны Михалковой.
После роли в историческом блокбастере Владимира Хотиенко «1612», Пореченков решил переквалифицироваться в режиссера. Первым фильмом кинокомпании «ВВП альянс», генеральным продюсером которой является наш герой, стал дебютный фильм Пореченкова-режиссера «День Д».
Режиссерский дебют Михаила, вещь сама по себе интересная. А когда узнаешь, что он еще и исполнитель главной роли, а сама картина - по мотивам популярного боевика «Коммандо», желание сходить в кино начинает расти в геометрической прогрессии.
Первый блин часто бывает комом, но Пореченкова это не пугает. И правильно, герои, они такие, бесстрашные. За это их и любим.
Олег Подковыров