Анатолий Папанов: «Так хочется работать…»



  В плеяде советских актеров 50-80-х годов Анатолий Дмитриевич Папанов представляется громогласным богатырем, гранитным утесом. И не только из-за внешних данных, темперамента и колоритного говора. Рабочая кость, опаленный войной, несмотря на инвалидность, осуществивший свою мечту: поступивший в ГИТИС; отдавший почти сорок лет Театру Сатиры, востребованный в кино, до сих пор любимый всей страной... Судеб такой насыщенности и такого качества всегда немного...

  Он был весь погружен в театр. Еще в детстве хотел быть актером, посещал самодеятельный кружок. Уже в институте было видно, Папанов - настоящий большой артист: по актерскому мастерству всегда был первый. Работу в Театре Сатиры он начинал с эпизодов, но даже их делал яркими и заразительными. (Такими же запоминающимися в дальнейшем будут его эпизодические роли в кино.) Коллеги были потрясены тем, как он умел играть любовь: ничего не говорит, молчит, а веришь, что любит... В театре Анатолий Дмитриевич создал ровно пятьдесят образов. Среди них - роли в знаменитых в разные годы постановках «Свадьба с приданым», «Клоп», «А был ли Иван Иванович?», «Дамоклов меч», «Тёркин на том свете», «Ревизор», «Горе от ума», «Бег», «Гнездо глухаря».

А в кино он участвовал в создании более семидесяти фильмов. Первым предложил интересную роль Эльдар Рязанов. Это была эксцентрическая комедия «Человек ниоткуда» (1961). Вернее ролей было сразу несколько: пронырливый ученый, вождь племени «снежных людей» и им подобные. Не самый лучший фильм. Однако в кинокругах актер с неподражаемым чувством юмора был принят тепло. Папанов стал сниматься много. В самых разных ролях и жанрах.

  Именно этим масштабом личности и разнообразием персонажей, больше, чем даже профессиональным умением, он всегда поражал зрителей и критиков. Мало кто может играть в диапазоне от комедии до трагедии. От «Золотого теленка», «Двенадцати стульев», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовой руки», через психологическую драму «Наш дом», киноповесть об ученых «Иду на грозу», чеховских «В городе С.» и «Плохой хороший человек», «Служили два товарища», «Белорусский вокзал», «Время желаний» - до «Живых и мертвых», «Возмездия» и «Холодного лета 53-го». Яркий, выразительный, многогранный, характерный актёр. Опытнейший мастер, которого в каждой работе до сих пор открывают заново.

В душе он был лириком. Очень любил стихи, Пушкина, Тютчева. Сам писал поэмы. Человек чеховского склада, скромный, замкнутый, сентиментальный, крайне порядочный, он и прирожден был играть чеховских и близких им по духу интеллигентов. Недаром его любимыми ролями были Старцев из «В городе С.» (И. Хейфиц, 1966), Самойленко из «Плохой хороший человек» (И. Хейфиц, 1973) и Копалыч из «Холодного лета 53-го» (А. Прошкин, 1987).

  Но от него ждали юмора, шуток, веселья - и публика, и режиссеры. Папанов не тяготился амплуа комика. Отказываясь (поначалу) играть генерала Серпилина в «Живых и мертвых» (А. Столпер, 1963), сам обосновывал это тем, что он комический актер. И зрители знают его в первую очередь по «сурьезному» Лелику из «Бриллиантовой руки» (Л. Гайдай, 1968), основательному Соколу-Кружкину из «Берегись автомобиля!» (Э. Рязанов, 1966), трогательному Кисе из «Двенадцати стульев» (М. Захаров, 1977). Крылатые фразы этих героев, обязательно в характерной папановской подаче, используются уже которым поколением.

Анатолий Дмитриевич обладал феноменальной популярностью. Особенно после мультфильма «Ну, погоди!». Роль Волка была им так блистательно озвучена, что стала его визитной карточкой.

Условно отрицательный Волк вызывал бурные симпатии, какие и не снились положительному Зайцу. Архивные записи неповторимого голоса Папанова по сей день используются при создании новых серий мультфильма. А ведь были еще десятки мультиков с его озвучиванием! «Машенька и медведь», «Зеленый змий», «Кот-рыболов», «Паровозик из Ромашкова», шедевральные «Рики-Тики-Тави» и «Маугли»...

  Актеры говорят, есть роковые роли... Роковой и последней стала для Папанова роль Копалыча в «Холодном лете 53-го». Его герой погибает и перед смертью говорит: «Об одном жалею. Годы. Так хочется пожить по-человечески. И работать». Картина заканчивается стоп-кадром, последним кадром Папанова. Слова звучат из небытия и воспринимаются как завещание. За эту роль Анатолий Дмитриевич был удостоен Государственной премии СССР, посмертно. Озвучивал Копалыча уже другой актер...

Анатолию Папанову было неполных шестьдесят пять лет, когда он ушел. Если не считать фронтового ранения, которое мучило его всю жизнь, на здоровье он не жаловался. Занимался спортом, мог купаться в холодной осенней воде. И очень много работал. В 1966 году получил звание лауреата Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (за роль Серпилина в фильме «Живые и мёртвые»), в 1973 - звание народного артиста СССР.

Преподавал в ГИТИСе, в качестве режиссера поставил пьесу Горького «Последние». Выпустил диск как исполнитель песен. Просто не выдержало сердце...

«Так хочется работать...» Он умер внезапно, и осталось ощущение незавершенности. Сколько важного мог бы еще сказать со сцены и с экрана этот актер с грубовато-добродушным лицом, с простовато-лукавой улыбкой, за которыми скрывалась натура мощная, загадочная и до конца не познанная...

Мы, как умеем, чтим память артистов, которые составляют историю и славу отечественного искусства. В честь Анатолия Папанова названы теплоход и небесное тело - малая планета № 2480.

С экранов продолжает звучать узнаваемый среди сотен тысяч голос. Хотя человека уже больше двадцати лет нет с нами.

Людмила Сысоева