Широкую популярность Владимиру Вдовиченкову принес сериал «Бригада», а вслед за ним нашумевший «Бумер». Благодаря фактурной внешности, в кино актеру довольно часто предлагали роли бандитов, которые в его исполнении всегда выглядели благородными и обаятельными. Но в этом амплуа Владимир задерживаться не стал. В театре им. Вахтангова он играет графа Алексея Орлова в «Царской охоте», а в «Правдивейшей легенде одного квартала» - бездомного философа Дэнни. В скором времени на экраны выйдет картина Владимира Бортко «Тарас Бульба», где Владимир сыграл старшего сына Остапа. Сегодня же большую часть времени актер посвящает новому историческому проекту компании «Константа-фильм» «Кромовъ», где у него главная роль - бескомпромиссного офицера российской армии Алексея Кромова.
Ради роли Кромова вы отказались от всех проектов. Чем вас так привлек сценарий?
Это полный метр, это главная роль, хорошо платят и съемки будут во Франции (смеется). На самом деле это довольно непростая, неординарная роль, и не совсем то, что я делал ранее. У меня были подобный опыт - мне очень часто предлагают роли военных. А здесь вроде бы военный, а жизнь показана абсолютно с другой стороны. Плюс у нас хорошая компания, а это очень важно. У каждого человека в жизни бывает момент, когда важнее становится, как и с кем ты проводишь часть своей жизни. Мне кажется, что это та компания, в которой я бы хотел провести часть своей жизни. Поэтому я согласился.
У вас по сюжету сразу две возлюбленные, как так получилось?
Не две, а одна. Одна жена, вторая любимая. Мне кажется, у каждого наступает период в жизни, когда очень любимый человек как-то незаметно становится менее любимым. Когда любовь, восторженность перерастают в рутинные отношения и уходят. То же самое произошло и с Кромовым.
Какую роль тогда в жизни вашего героя играет его жена?
В начале роль жены, а потом никакой. Они просто расходятся.
Обычно партнеров по фильму выбирают так, чтобы они подходили друг другу. Как вы восприняли то, что вашей партнершей стала Ксения Кутепова?
Я вам скажу больше, я принимал в этом активное участие. Так случилось, что я был утвержден первый, и, уже отталкиваясь от этого, происходил выбор актрисы на роль моей подруги. Когда я увидел в списке актрис Ксению Кутепову - а я ни разу не играл с ней, но знаю, как она умеет это делать, - мне очень захотелось, чтоб играла именно она. Я искал себе поддержку: на площадке я достаточно неуверенный, сомневающийся человек, и мне нужна страховка. От партнера зависит очень многое.
И как вам работается с Ксенией Кутеповой?
Отлично работается. Ксения очень профессиональная актриса. Мы с ней пока довольно мало общаемся, всего несколько дней, поэтому нет еще человеческих, глубоких отношений. Но когда у нас с ней общие съемочные дни, я абсолютно уверен, что все будет сделано, как надо. Для меня это потрясающая возможность поработать с высокопрофессиональной актрисой.
За время съемок были ли с вашей стороны допущены какие-то профессиональные ошибки, как считаете?
Нет, я играю очень профессионально (смеется). Если серьезно, существуют, конечно, сложности, потому что это очень непростая история, и надо уметь соблюсти некий паритет акцентов. Чтобы был акцент и на детективной истории, потому что это все-таки детектив, и на драматизме личных отношений между персонажами. И эту грань нащупать очень сложно. Мне кажется, я сам, как исполнитель роли, еще не до конца понимаю, на чем лучше делать акцент. И, наверное, есть такое внутреннее ощущение: если бы знал точно, сделал бы по-другому. Всегда существуют подобные трудности в начале работы.
Владимир, а вы понимаете своего героя? Смогли бы вы поступить, как он?
Я пытаюсь это понять, и думаю, к концу фильма я приду к пониманию того, правильно ли он поступил. Но задача фильма ведь не в том, чтобы оценить поступки героя, а в том, чтобы показать, как человек приходит к тому или иному решению и что на него при этом влияет, какие обстоятельства. Сейчас у нас такое время, когда мы любую информацию можем получить практически из первых рук. А век назад это было сделать очень сложно. Живя за границей, например во Франции, очень трудно было понять, что происходит в России. Это мы сейчас по прошествии 80-ти лет, зная историю, можем осуждать, ругать. Но тогда, в 25-м году, мой герой не понимал, что происходит, но знал, что его народ умирает с голоду. И это уже был вопрос чести и долга. Оценивать отдал ли он деньги коммунистам или своим друзьям, бывшим царским офицерам, очень сложно. Для меня в этой картине важна не оценка, а сам момент принятия решения.
Во всей этой истории, несомненно, присутствует некий элемент романтизма, а как вы думаете сегодня романтика есть?
Конечно, романтика есть во все времена. Но романтика тогдашняя сегодня кажется чем-то исчезнувшим, чем-то таким недосягаемым, и этим притягивает.
А вы сами - романтик?
Нет, совершенно не романтик, я прагматичный человек.
Почему тогда вас привлекает романтика в кино?
Существуют вечные темы: любовь, преданность, предательство - это же все романтика. Романтика, на мой взгляд, это то, что задевает твои чувства. Интересен именно чувственный ряд, а не суета и бытовуха.
Легче или сложнее работать с материалом после таких работ, как «Бесы», «Тарас Бульба»?
На этой картине есть свои сложности, например с текстом. Существует определенная словесная традиция начала века: тогда разговаривали иначе, чем сегодня. И нынешнему зрителю все это нужно доступно преподнести. Если, скажем, снимать картину про Ивана Грозного, и там будут говорить: «Яжь есмь царь» и т.д., то зритель ничего не поймет. Поэтому надо уметь адаптировать сценарий так, чтобы он был понятен современному человеку и одновременно, чтобы было слышно и «то время».
Когда вам предложили роль Шатова в «Бесах» (реж. Феликс Шультесс), сильно удивились?
Да нет, я ждал подобной роли. Мне очень хотелось сыграть персонаж, который, обладая моей фактурой - а от нее никуда не уйти, - является слабым человеком. Он сильный в вере, но слабый в своих проявлениях и поступках.
На театр время остается?
Да, я успеваю играть в театре и после съемок поеду на репетицию «Правдивейшей легенды одного квартала». В театре им. Вахтангова я играю в двух спектаклях, а параллельно снимаюсь в фильме «Кромовъ».
Еще проекты у вас есть или, может, планы на ближайшее будущее?
В ближайшее время ничего не планирую. «Кромовъ» занимает очень много времени, съемки будут идти до июля. Есть какие-то переговоры, но пока это только на стадии «почитать сценарий».
То есть конкретные предложения все-таки есть?
Нет, пока новых предложений нет.
В профессии вы на кого-то ориентируетесь?
Сейчас я ориентируюсь на Ксению Кутепову. Правда. Именно на ее отношение к делу, на ее подход к роли и к материалу. Мне безумно нравится Шон Пенн, он, кстати, будет председателем жюри в Каннах 2009, так что если у меня будет возможность, я обязательно поеду и найду способ с ним встретиться. И, конечно, есть определенные люди, профессионалы, с которыми я сталкиваюсь по работе, и стараюсь у них что-то подсмотреть, ухватить. Например, когда мы снимались с Юрием Соломиным и Екатериной Васильевой (партнеры актера по фильму «Кромовъ» - прим. ред.), я, конечно, старался все подмечать.
Фильмы со своим участием смотрите?
Терпеть не могу себя на экране.
А кто является основным критиком вашего творчества?
Как-то мой мастер, Георгий Георгиевич Тараторкин, сказал: «Любого человека обмануть легко, себя не обманешь никогда». И поэтому я благодарен Господу Богу, что он не лишил меня чувства самоцензуры, и я сам могу поставить себе оценку. Зритель может сказать, что я был молодец, но я сам знаю, где сделал хорошо, а где не совсем то, что надо.
С супругой (актриса Ольга Филиппова - прим. ред.) обсуждаете работы друг друга?
Обсуждаем, но такого, чтобы мы специально садились и разбирали картину, нет. Я могу посмотреть, что делает она, и посоветовать что-то, и, в свою очередь, она может мне что-то подсказать.
Интервью Тамары Цацанашвили, фото Ксении Бубенец (2, 8)