Сергей Безруков – ещё звезда или уже почти легенда?



  Есть актёры, завоевавшие мимолётную популярность благодаря одной удачной роли в телесериале. Есть актёры, известные зрителю на протяжении нескольких лет хорошими работами в фильмах и спектаклях. Есть «звёзды», которые освещали путь целого поколения. И есть актёры-легенды, которые вошли в историю.

Сергей Безруков в эту иерархию пока не вписывается. Понятно, что его популярность не сиюминутна, и амплуа просто «известного актёра» он давно перерос. В звёздности Безрукова сомневаться не приходится, но вот вопрос: так ли безоговорочно любим он теле- и кинозрителем?

  Родился Сергей Безруков в Москве в 1973 году в семье актёра Виталия Безрукова. Общеизвестно, что счастливый отец дал сыну имя в честь своего любимого поэта Сергея Есенина. Утверждение, что имя определяет судьбу человека, довольно спорно, однако в случае с Безруковым-младшим случилось именно так - образ Есенина стал ключевым в жизни будущей звезды российского кино.

Сергей решил пойти по стопам родителя, и после получения среднего образования поступил в школу-студию МХАТ на курс к Олегу Павловичу Табакову. Последний оказался не только великим актёром и выдающимся организатором, но и прозорливым театральным педагогом: Сергея Безрукова среди студентов он выделил почти сразу. Мэтр пригласил Сергея в свой театр, знаменитую «Табакерку», ещё до получения диплома. Но юное дарование не осталось исключительно под крылом своего учителя, принимая участие в постановках других театров. На сцене театра имени Ермоловой к нему пришёл первый настоящий успех: за роль Сергея Есенина в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» Безруков в 1997 году получил Государственную премию, а годом ранее он получил «Чайку» в номинации «Прорыв года» за роль Александра в спектакле «Псих».

  Государственная премия заставила обратить на молодого актера внимание кинорежиссёров и продюсеров, а кино, как известно, самый прямой и короткий путь к популярности. Вместе с тем плодотворная работа в театре продолжалась - чего только стоит роль Моцарта в спектакле «Амадей», где Безруков играет вместе с Табаковым. Также как и спектакль «Похождение», где Сергей сыграл Чичикова и вовсе был номинирован на «Золотую маску».

Однако, как верно отмечал незабвенный Владимир Ильич, важнейшим из искусств для нас по-прежнему является кино. А вот карьера в кино у Безрукова поначалу незаладилась. Второстепенные роли в картинах «Крестоносец-2» и «Китайский сервиз» не принесли, да и не могли принести ему громкого успеха. Однако стоило Безрукову начать сниматься в сериалах, как дела сразу же пошли на поправку. Начало было положено ролью Бриллинга в сериале «Азазель» по роману Бориса Акунина. Конечно, большинство девичьих сердец в начале 2002 года было тогда разбито симпатичным Ильёй Носковым, исполнителем роли Фандорина, но и Безрукова стали чаще узнавать на улицах.

А уже осенью того же, 2002-го года страну охватила настоящая «безруковомания» - на экраны вышел уже ставший, без преувеличения, культовым сериал «Бригада». Роль Саши Белого моментально сделала Сергея Безрукова самым популярным актёром России. В следующем, 2003 году, ещё один успех на сериальной ниве - на этот раз вместо бандита Сергей сыграл милиционера в этакой деревенской пасторали с элементами детектива под названием «Участок». За роль участкового Скворцова Безруков был удостоен премии «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль в телевизионном кино».

С 2004 года и по настоящее время образ Сергея Безрукова несколько померк. И тому есть несколько причин. Во-первых, у него не было по-настоящему громких работ, которые хоть в малой степени повторили бы успех «Бригады» или «Участка».

  Во-вторых, главные его работы относятся к сериальному жанру, от которых зритель начинает постепенно уставать. К тому же и в новых сериалах Безруков не блистал. И если невыразительность актера в роли Иешуа в «Мастере и Маргарите» объясняется скорее размытостью этого образа у самого Булгакова, то неудачное воплощение любимого Безруковым Есенина в телевизионном проекте сторонними факторами объяснить уже не удастся. На экране зрители увидели не попытку Безрукова изобразить Есенина, а потуги подогнать образ поэта под личность актёра.

Ну а главная причина творческих неудач Безрукова куда прозаичнее - похоже, что на определённом этапе этот талантливый харизматичный актёр просто не справился со звёздной болезнью. Ведь после «Бригады» его буквально носили на руках. Вот тут-то и начали проскальзывать у Сергея вальяжные барские интонации, что-то поменялось в выражении лица. И если поверить тому, что в России КВН есть показатель популярности и лакмусовая бумажка современного общества, то, увы, приговор будет суров: миниатюры на тему зазвездившегося Безрукова последние три-четыре года являются непременным атрибутом выступления почти любой КВН-овской команды.

Оспорить то, что Сергей Безруков талантливый актёр, не сможет никто. Другой вопрос, справится ли он со своим талантом и сможет ли направит его в нужное русло. Остаётся только ждать. Безруков имеет все шансы превратиться в «легенду».

Александр Бабицкий