«Приключения Алёнушки и Ерёмы» или 3D герои нашего времени



Разобраться в многочисленных подтекстах большинства современных мультфильмов детям не под силу. Взрослые снимают их для взрослых. Сохранив сказочную условность и простоту, нынешние сказки под завязку набиты модными фишками, прозрачными намеками и незамысловатыми параллелями с действительностью. «Приключения Алёнушки и Ерёмы» исключением не стали. Впрочем, кое-что исключительное в «Приключениях» имеется.

Это - первая российская музыкальная комедия в 3D формате. Но если технология 3D для российской анимации в новинку, то музыкальный формат – известная классика.

Советская мультипликация вполне удачно справлялась с музыкальными мультфильмами, вспомните хотя бы «Бременских музыкантов». Но сравнивать, увы, не стоит. Несмотря на всевозможные технические ухищрения, «Алёнушка и Ерема» неизбежно потеряют при сравнении. Это тоже история о любви музыканта и царской родственницы, правда, антураж средневекового Бремена изменился на уже порядком приевшийся лубочный, «под древнерусскую старину». Да и герои значительно изменились и осовременились, и вовсе не в лучшую сторону.

Теперь царская дочь не ожидает своего принца,  а двигает прогресс, конструирует летательные аппараты разной сложности, оставляя романтическую роль принцессы простой городской девушке в мини - Алёнушке, приехавшей погостить к царственной родне. Впрочем, Алёнушка не так проста, как ее сказочные тезки, она всегда вооружена пудреницей, короткой юбкой, неотразимой улыбкой и нетипичным для главной героини истинно женским коварством. Трубадуры в наше время тоже измельчали, для них больше не актуальны «ковер - цветочная поляна», «крыша - небо голубое» и их счастье - жить совсем другой судьбой. На печи преимущественно.

Несмотря на возвышенные чувства и перманентный творческий поиск, меркантильность им тоже не чужда - когда любимая вместе с очередным изобретением царевны Всеславы несколько раз буквально падает на него с неба, Ерема в первую очередь беспокоится, что она могла ненароком попортить его недвижимость. И даже злодеи совсем не тянут на романтиков с большой дороги, скорее напоминают персонажей из новостных сводок о хищении народного имущества. Что же романтичного в продаже расхищенного у родины оружия или шантаже этого самого вора?

Итак, «враги» заняты в основном товарно-денежными отношениями, и происки их поначалу проходят вяло, а главные герои либо строят невнятные  романтические планы, либо летательные аппараты разной степени сложности. Увы, это не добавляет сюжету динамичности, несмотря на постоянную суету в кадре. К середине фильма как-то незаметно начинает клонить в сон, потому что происходящее на экране представляет собой разрозненные действия персонажей, ничем между собой не связанные. Изредка появляющийся гигантский норштейновский Ежик в тумане, которого неизвестно зачем пожелали ввести авторы, только усугубляет полное непонимание того, что нам показывают.

На фоне бесконечных отсылок к отечественным и зарубежным мультфильмам постепенно начинают происходить некоторые события: отведав волшебного яблочка, Ерема по ошибке влюбляется в царевну, и Аленушке придется не только активно поспособствовать удачному замужеству Всеславы, но и проскакать изрядное количество верст в виде кобылы, чтобы вернуть любимого. И все это, само собой,  с песнями - это же музыкальная комедия. Кстати, больше всего вокала приходится на долю отнюдь не Аленушки, а  Ереме, которого озвучивает Антон Макарский. Поет он попеременно то что-то романтичное, то бодренькое, изредка переходя на рэп - видимо, разнообразие жанров и стилей призвано оживить действие, но... Песни оказываются  одинаково безликими и незапоминающимися. Кроме, пожалуй, попытки Еремы напеть «Луч солнца золотого», «Миллион алых роз» и незабвенную «Belle».

Но все когда-нибудь заканчивается, и «Приключения» тоже не останутся без закономерного хэппи-энда. Всем сестрам роздано по серьгам, принцессам -  по принцу, кое-кому даже отец царских кровей достался, злодеи трепещут (преимущественно за кадром). Finita la comedia, царь Дормидонт может спокойно выпекать блины, чем он, впрочем, успешно занимался и до этого.

Печально, но создатели мультфильма этот блин выпекли комом. Российские кинематографисты, осваивая новые технологии, почему-то напрочь забывают о таких важных составляющих, как сюжет, диалоги, и, если уж, лента позиционируется как музыкальная комедия, - то о музыке и шутках. Аудитория мультфильма тоже неясна - для детей слишком взросло, а для взрослых - недостаточно смешно. Остается надеяться, что в запланированной уже второй части авторы вспомнят не только о форме, но и о содержании.

Ася Калинина