Сей бессмертный персонаж культовой книжки Астрид Линдгрен и, быть может, еще более культового мультфильма практически любого детства живет там, где селиться обыкновенно не принято - на крыше. Он делает то, что каждый мечтал сделать в свои распрекрасные восемь лет - обожраться варенья, довести до белого каления домоправительницу / няньку / учительницу / гувернантку (выбрать в зависимости от социокультурного контекста) и, конечно же, вдоволь напакостить всяческим асоциальным элементам.
Помимо всего прочего, данный мужчина в самом расцвете сил подбивает на аморальное поведение и окружающих, в основном - детей, не связанных еще суровыми догмами реального мира: такими например, как «на вентиляторах не летают». Оказалось, что летают, и еще как!
Нацепив на себя несуразный костюм с пропеллером и подтяжками, назвавшись сказочным героем, Карлсон получил возможность делать все, что угодно. Не это ли мечта любого человека?
Макс Фрай в своем эссе сравнивал Карлсона и вовсе с героем Германа Гессе. Согласитесь, не самое логичное сравнение. Однако фраза из «Степного волка»: «Мы бессмертные, не любим, когда к чему-то относятся серьезно, мы любим шутку» - для Карлсона и правда становится жизненным кредо. Созидая буквально из воздуха смех, Карлсон навсегда влюбил в себя миллионы не только читателей, но и зрителей.
Ко всему прочему, он - счастливый обладатель того маленького и настоящего, ради чего ломали копья, головы и судьбы многие и многие поколения людей. Свобода для него так же привычна, как для человека - наличие на плечах головы. Его способ жить показался бы любому здравомыслящему человеку безумием. Впрочем, Карлсон и не претендует на «нормальность». За то и любим.
«У Карлсона есть только одно слабое место: ... он сказочный персонаж. А это сводит на нет все его многочисленные преимущества. Невелика заслуга быть жизнерадостным, непредсказуемым, мудрым и неуловимым, когда ты - всего лишь герой детской сказки» - опять же по Фраю.
С другой стороны, воспринимать Карлсона всего лишь как героя книжек и мультфильмов не получается. Это же Карлсон! Это же чудесный, шкодливый и замечательный коротышка, который скрашивал наши будни в далеком детстве. Пожалуй, каждый россиянин смотрел этот мультфильм не один десяток раз. И вот что удивительно: не надоело ведь!
Можно не помнить, кто нарисовал этот мультфильм, можно не знать (хотя это вряд ли), кто озвучивал главных героев, но не знать коронных фраз из этого мультфильма - просто невозможно. Это почти «Бородино», почти «В лесу родилась елочка», почти сказки Пушкина, которые до сих пор вспоминаются дословно.
«Карлсона» разобрали на цитаты, его интонации и сегодня, бывает, проскакивают в речи. Мультфильм в этом плане можно сравнить разве что с комедиями Рязанова. Такой же любимый, такой же родной.
Но не так давно по каналу «Культура» показали новый мультфильм про Карлсона - яркий и красивый, прорисованный с такой детализацией, что глазам больно. От карандашных фонов не осталось и следа, от схематичных персонажей - тоже. Только вот Карлсон почему-то на протяжении всего мультфильма вызывал в основном раздражение. Его любовь к варенью трансформировалась в обыкновенную пошлую жадность, дружба с Малышом - в чистой воды эгоцентризм, а такие забавные проказы и шутки над «Домомучительницей» превратились в форменное издевательство.
Кроме того, без голоса Василия Ливанова Карлсон потерял львиную долю обаяния, окруженный цветом и красивыми интерьерами, растворился в них. Такой милый и симпатичный, такой трогательный и забавный маленький человечек с пропеллером казался ненастоящим. Фикцией и обманом. Даже знаменитая фраза «Я мужчина в самом расцвете сил» казалась надругательством над чем-то святым. Над тем, что родом из детства.... Куда подевалась его индивидуальность, шкодливость и фиглярство, за которое Карлсона обожают и дети, и взрослые?! Нет ответа.
Конечно, сегодняшним детям все эти схематичные мультфильмы кажутся жуткими атавизмами, бесконечно древними и отжившими свое. Им подавай глянцевые диснеевские мультфильмы. Но Карлсон и здесь оказался вне категорий. В чем секрет - непонятно. Но во всенародной любви мультфильму Бориса Степанцева не откажешь. Вот и хорошо. Любить непознанное легче, интереснее. Так что пусть смех бессмертного Карлсона звучит еще долгие, долгие годы.
Влада Гриневски