История кино: рождение «синематографа»



Возвращаясь с работы, мы привычно нажимаем кнопку на пульте телевизора и делаем свои домашние дела под очередные любовные или детективные страсти, разыгрывающиеся на экране. Нам уже действительно сложно представить, как люди жили раньше без «голубого экрана», любимых телепередач и сериалов. И даже то, что когда-то кино можно было увидеть только в кинотеатре, нам кажется чем-то нереальным. Хотя когда-то людям было приятно и интересно смотреть даже черно-белые короткометражные ленты, повествующие о самых простых и привычных вещах: прибытие поезда, марш на площади, казацкий быт.

История кинематографа начинается не так давно, этому виду искусства немного более ста лет. Однако после своего появления, синематограф (как раньше на французский манер называли современное кино) быстро завоевал любовь окружающих - всем было интересно посмотреть на частичку другой жизни, и начал развиваться бешеными темпами.

Самый первый фильм был снят в ноябре 1888 года французом Луи Эме Огюстеном Ле Принеси в Великобритании. Однако датой рождения кинематографа все-таки считают 28 декабря 1895 года, когда в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов в Париже состоялся показ «Синематографа братьев Люмьер». В следующем году Луи Жан и Огюст Люмьер совершили мировое турне, демонстрируя свое изобретение в Лондоне, Бомбее, Нью-Йорке. И везде возможность видеть динамически движущиеся картинки вызывала у окружающих удивление и восторг.

На самом деле, историки считают, что «оживить фотографию» удалось многим изобретателям в разных частях мира. Поэтому рождение кинематографа все равно постоянно оспаривают, ведь даже в России первый просмотр кино произошел до его официального рождения. На IX съезде русских естествоиспытателей и врачей в Москве 9 января 1894 с помощью киноаппарата изобретателя Фрейденберга были показаны движущиеся всадники и метатели копья. И только 1896 году в Россию добрались братья Люмьер со своим киноаппаратом, и 16 мая в Петербурге между актами оперетты в саду «Эрмитаж» состоялся первый публичный показ фильма в России. Кстати, именно на этом месте гораздо позже возник первый съемочный павильон Ленфильма.

Благодаря тому, что братья Люмьер начали демонстрировать фильмы широкой публике и брать за это деньги, они не только обогатились, но и вошли в историю. Разумеется, были свои «братья Люмьер» и в других странах.

«Бизнесмены» начала XX века быстро поняли, что это одно из самых лучших «зрелищ», за которые люди с радостью расстанутся со своими деньгами, и начали строить специализированные кинотеатры. Сначала в Россию завозились иностранные ленты, в том числе и художественного содержания. Неудачная постановка, топорные костюмы, примитивная игра актеров не отпугивали желающих насладиться оживающими на экране героями, особенно если это были героини итальянских и французских любовных историй.

Первые русские фильмы вызвали бурный ажиотаж - даже если на экране показывали строевой смотр или просто виды России, кинотеатры были заполнены. Позже началась эпоха немого кино. Звук появился в кинематографе только в 1950-х годах, до этого киноленты демонстрировали под приятное музыкальное сопровождение. Гораздо раньше, в 1935 году, появилось цветное кино. Кстати, в СССР цветной фильм «Груня Корнакова» был снят уже в 1936 году - наша страна старалась не отставать от технического прогресса, и телевидение развивалось очень быстро.

В начале XXI века появилось новое понятие «цифровой кинематограф», при котором кинопленка не нужна. При этом значительно улучшилось качество фильмов. Теперь снять собственное кино может каждый желающий - достаточно купить небольшую и компактную камеру, и можно устроить дома не только просмотр любимого фильма, но и побыть в роли актера. Камеры теперь есть везде: в фотоаппаратах, телефонах, явные и потайные... Иногда это даже пугает - никогда не знаешь, кто тебя снимает в данный момент. Может быть, прямо сейчас на вас тоже нацелен объектив одной из камер и вы уже немного актер или актриса?

Болотова Лёля