Русское немое кино



История кинематографа начинается еще в XIX веке с французов Луи Жана и Огюста Люмьер: 28 декабря 1895 в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». В Россию кино пришло на следующий год после своего официального появления: летом 1896 года Люмьер выпустил в продажу документальный фильм «Коронация Николая II», снятый в Москве французским кинооператором Камиллем де ля Серф. Однако собственно русское кино, как полагают, появилось на свет в 1907-1908 годах. До этого в России происходили съемки, но чаще всего результат работы кинооператоров был предназначен для крайне узкого круга зрителей.

  В 1896-1897 годах харьковский фотограф А.Федецкий снял несколько хроник: «Перенесение чудотворной иконы Божьей матери из Куряжского монастыря в харьковский Покровский монастырь», позже были сняты «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка», «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством», фотолюбителем Коршей В.Сашин-Федоровым были сняты «Конножелезная дорога в Москве», «Вольная богородская пожарная команда», «Игра в мяч», «Публика, толпящаяся у входа в театр». «Собственным его императорского величества» фотографом К. Ганом и его компаньоном А. Ягельским с 1900 года велись съемки торжественных событий из жизни Николая II и его семьи, которые, разумеется, никогда не становились достоянием широкого круга зрителей.

Начиная с 1907-1908 годов отношение к российскому киноискусству резко меняется. Из-за увеличения притока иностранных капиталов и деловой активности русской буржуазии начинаются постройки масштабных кинотеатров (тогда их называли «электротеатры»), вмещающих не несколько десятков зрителей, а 300, 500, и даже 800 человек (в крупных городах), в таких заведениях устраиваются буфеты и фойе. Кинотеатры появляются даже в самых небольших городах, и зритель желает видеть на экранах не только иностранное кино, бывшее до этого популярным (и, можно сказать, единственным), но и фильмы более близкие по духу, русского производства.

Российское кино начинает активно развиваться, появляются более длинные ленты, состоящие из нескольких частей, время киносеанса увеличивается до часа, потом еще больше. При этом количество зрителей продолжает расти: кино становится уделом всех сословий, в кинотеатре можно встретить и мелкую буржуазию, и студентов, торговцев, чиновников, светских дам - практически всех. Несмотря на то, что русский кинематограф завален иностранными лентами самого разнообразного содержания, зритель требует российское кино. И в 1907 году фирма «Гомон» выпускает в продажу сразу четыре документальных фильма: «Третья Государственная дума», «Смотр войскам в высочайшем присутствии в Царском Селе», «Смотр войскам в высочайшем присутствии перед Зимним Дворцом» и «Торжественная процессия крестного хода в Киеве 15 июля 1907 года». При этом первые три фильма «Гомон» выкупил у придворной «фирмы» Ган-Ягельский.

Фильмы ждет небывалый успех. И тогда же в 1907 году некий делец А. О. Дранков выпускает короткометражку «Донские казаки», от которой зритель приходит в бешеный восторг, наблюдая лагерную жизнь казачьего полка: конное учение, джигитовку, рубку лозы - а главное, русскую природу и русских людей. Именно Дранков, снимая не только парадно-показательную сторону России, но и ее внутренний уклад, сделал громаднейший вклад в историю русского немого кино.

Из фильмов русского немого кино отдельно хотелось бы отметить великолепное произведение Сергея Эйзенштейна, снятое в 1925 году на киностудии «Мосфильм». Премьера «Броненосца Потемкина», снятого по реальным событиям 1905 года, состоялась в Москве 5 декабря 1925 года в 1-м Госкинотеатре. Этот фильм был признан лучшим Американской Киноакадемией в 1926 году, «одним из лучших» в 1954 году, первым в числе 12-ти лучших фильмов всех времён и народов по результатам международного опроса критиков в Брюсселе в 1958 году (110 голосов из 117). Первым среди ста лучших фильмов по опросу киноведов мира в 1978 году, и завоевал приз на Всемирной выставке в Париже в 1926 году. Как известно, в некоторых европейских странах при демонстрации «Броненосца Потемкин» запрещалось музыкальное сопровождение - слишком сильные эмоции могли вызвать «нежелательные волнения» среди публики и даже, как опасались власть придержащие, послужить той спичкой от которой мог вспыхнуть пожар мировой революции.

Болотова Лёля